Район 6-го поселка в Запорожье – довольно напряженная часть большого индустриального города. Транспортные развязки на пересечении двух проспектов – Соборного и Металлургов – всегда переполнены людьми, мусором, табачным дымом и прочими «радостями» цивилизации; по закоулкам «работают» организованные городскими маргиналами импровизированные рюмочные.
Кажется, так называемый соцгород – последнее место в Запорожье, которое можно продемонстрировать гостям областного центра. Однако это только на первый взгляд. Если поднять голову чуть повыше и вглядеться в окружающие здания – в их внешний облик, а заглянув в подъезды домов, познакомиться с внутренним устройством, можно увидеть тот самый прошлый «город будущего» – город, выросший на Днепрострое; город, который строился для людей, их удобной и счастливой жизни. По крайней мере, по словам историков, задумка была именно такой.
– Вся история начинается с индустриализации Запорожья, строительства города нового типа: здесь – заводы, там – Днепрогэс, а между этим всем строился новый город. Люди приезжали строить Днепрогэс, работать на заводах, их нужно было обеспечить жильем. Нам очень повезло с куратором строительства машинного зала электростанции – это был Виктор Веснин – один из знаменитых братьев-архитекторов. Когда он приехал строить машинный зал, то привез с собой молодую талантливую команду, которая воплощала идеи в зарождающемся модернизме и советском конструктивизме. Они приехали строить новый город по новым лекалам. Они постоянно экспериментировали и пробовали что-то новое, – рассказала нам арт-менеджер галереи Barannik Наталья Лобач.
Итак, над проектом нового города, который должен был стать настоящим «городом-садом», с множеством детских площадок, фонтанов и эстрад, работали знаменитые братья Веснины, а также архитекторы Г. М. Орлов, Николай Д. Колли, В. Г. Лавров. Отметим, что соцгород начали строить в 1929 году, а уже к 1932 году работа была практически завершена.
В домах запорожского соцгорода нельзя не заметить конструктивистскую строгость и лаконичность, дополненную, тем не менее, пышностью ампира в лепнине на барельефах зданий.
– Стиль архитектуры – это большой вопрос: в соцгороде воплощался конструктивизм, сталинский ампир, а позже и чистый ампир. Это смешение стилей. У нас был хороший ампир, который позже (после войны. – Авт.) здесь воплощал Георгий Вегман, а конструктивизм – это основа идеи соцгорода, – отмечает Наталья Лобач.
Визитной карточкой запорожского соцгорода можно считать самые видные дома с башнями на проспекте Соборном в районе проспекта Металлургов, а также современный ДК металлургов – клуб-столовую того времени, который стал центром соцгорода , квинтэссенцией цивилизованной жизни.
– ДК металлургов был центром всей этой концепции нового соцгорода; объединяющая точка – культура. Это был клуб-столовая, где ты и ешь, и просвещаешься, и идешь в будущее таким образом. Вокруг него расположены дома-коммуны – это тоже концепция нового социального жилья на тот момент, где у человека было, хоть и маленькое, но свое жилье. Еще там должны были быть переходы между этими домами и клубом-столовой, – говорит Наталья Лобач. Интересно, что рассчитывалось такое жилье на семью из одного человека, который был полноценной ячейкой общества. Потому все комнаты маленькие.
– Здесь тоже все строилось на контрасте: твое жилье маленькое, но все, что коллективное – большое, светлое и радостное; оно должно быть таким, чтобы человеку хотелось туда идти , возвращаться в коллектив, – говорит арт-менеджер галереи. Отметим, что в таком городе женщина освобождалась от «кухонного рабства» – хорошо и красиво покушать можно было в клубе-столовой или на фабрике-кухне.
Нельзя забывать и о знаменитом «круглом доме» – воплощении идеальной коммуны с просторным двором, лавочками, отдельными выходами для жильцов первых этажей и фонтаном посреди двора, который, конечно, до сегодняшних дней не сохранился.
– Круглый дом – это завершение ансамбля соцгорода, он красивый с точки зрения архитектуры. Там общий длинный коридор на первом этаже, а также перепад этажей – с четырехэтажного дома к пятиэтажке. Он украшает собой весь проект, особенно если смотреть на него сверху, – говорит Наталья Лобач.
В глаза бросается и необычная облицовка красным камнем 3-й больницы и некоторых зданий в этом районе – это богатый армянский туф, создающий монументальное и в то же время праздничное настроение.
– В любом социальном городе того времени должно было быть все для комфортной жизни – дома, дворы, рядом детские сады, школа-гигант (современный ЗГИА), амбулаторный городок – поликлиника, диспансер и аптека (нынче это 3-я больница). В общем, все для человека, чтобы он работал, учился и развивался, – констатирует Наталья Лобач.
Запорожский соцгород значительно пострадал во время войны. Свидетельством тому является дом, расположенный на пр. Металлургов, 19, в который в 1941 году попала мина. Этот «шрам» на стене остался до сих пор. Но уже после войны город-сад начал отстраиваться заново.
Ева Миронова