Традиционно утро каждого ребёнка начинается с подъёма, неловкой возни со шнурками, каши на завтрак в детском саду, затем снова шнурки, каша и так далее. Но есть семьи, где ребята постигают мир не под присмотром воспитателя.
Юлии 23 года, по образованию она филолог, а сфера её интересов простирается от живописи до мотоспорта. У неё двое детей – дочь и сын, которых по утрам не отправляют в детский сад. Воспитанием ребят занимаются родители, всё больше убеждающиеся в правильности своего выбора. Журналисту Голоса Юлия рассказала, почему приняла решение воспитывать детей своими силами и развеяла мифы, витающие вокруг домашнего обучения.
— Какая главная причина того, что ты отказалась от традиционного садика? Связано ли как-то это с твоим собственным опытом, когда ты была ребёнком?
— Основная причина – ребёнок должен воспитываться родителями в первую очередь. Его картина мира будет формироваться, главным образом, благодаря людям рядом. И это, несомненно, должны быть мама и папа.
И вот что мне нравится в том, что мы уже избежали сада: нет этого непонятного «подвисания» (хоть пусть говорят: даже в 4 года у них нет понимания времени).И вот оставаться на сколько-то, ложиться в чужую кроватку, ждать, встречать сумерки в казённых стенах….
Однажды я встретила фразу женщины из детдома, которая стала брать себе приемышей: детсад — это разновидность детдома…и по моим воспоминаниям я была именно в детдоме, с размыванием личности, страхом, отсутствием центрированности.
— Опираешься ли ты при воспитании детей на существующие методики или вырабатываешь свою собственную?
— Полагаю, первостепенна жизнь по сердцу и понимание человеческой природы – помощниками в этом явились различные восточные философы. Что касается обучения – черпаем элементы разных методик, в зависимости от поставленной задачи.
— Не возникает ли у детей трудностей в общении со сверстниками?
— Нет, дети очень коммуникабельны – и не только с ровесниками. Вспомните себя в детском саду: все ли детки были открыты и общительны? Однозначно нет. Вывод – дело не в саду, а в личности ребёнка, его темпераменте, окружении.
У нас часто бывают гости с маленькими детьми, гуляем на детских площадках, берём детей с собой на мероприятия, путешествуем и делаем всё возможное для того, чтобы они были рядом и видели разные формы жизни. В конце концов, не существует реального (не созданного искусственно) общества, которое состоит из одних только сверстников…
— Пользуешься ли ты современными гаджетами или телевидением, чтобы скрасить малышам досуг?
— Телевизор отсутствует в нашем доме как таковой, но есть компьютер – показываем мультфильмы и фильмы, но только те, что предварительно видели сами, считаем качественными и адекватными.-
— Какие предметы ты сделала приоритетными?
— Как ни странно, имея диплом педагога, не хочу загружать в детей до пяти лет чтение, три языка, музыкальные инструменты и прочее. Они сами прекрасно учатся — в игре и в жизни. Нет универсального рецепта для всех родителей, но, на мой взгляд, главный вектор – уметь вовремя заметить склонности и способности детей. Дочь тянет к природе, рисованию, цифрам – находим занятия в этих сферах, смотрим тематические фильмы и мультики. У сына (2,5 года) склонности ещё не оформились, но он прекрасно говорит – уже на уровне пятилетней сестры, проявляет заботу и внимание к близким, стремится помочь. Таскает папины отвертки. Так что смотрим в этом направлении.
— У тебя разнополые дети – есть ли разница в подходе к мальчику и девочке, на что ты делаешь упор при воспитании каждого из них?
— Разница есть, но небольшая. Возможно, определённый подход имел бы место, но у нас как-то естественно повелось, что мальчика тянет с папой в гараж или по делам, а девочку – остаться с мамой или отправиться вместе куда-нибудь. Главное – не программировать детей на «тыжемальчик» и «тыжедевочка», в них всё уже заложено, и наша родительская задача – не погубить это своим искушенным умом.
— Какими бы ты хотела видеть своих детей в будущем? (То есть, в чём заключается основная цель воспитания)
— Воспитание – это не односторонний процесс. Я замечаю, что стремление к саморазвитию передаётся и детям – они уже не могут жить по-другому. Осознанные, мыслящие, творческие, смелые по отношению к жизни, воплощающие свои желания и цели в действительность, чувствующие себя комфортно в мире. Впрочем, они не меньше учат меня жизни детской простотой, непотерянной чуткостью к миру, нешаблонностью…
Беседовала Касьянова Дарья.