В течение всего периода независимости Украины вопрос децентрализации был и остается крайне важным и актуальным для дальнейшего демократического развития государства. Поскольку данный процесс предполагает передачу органам местного самоуправления не только существенных управленческих полномочий из центра, но и значительных финансовых бюджетных ресурсов.
Стоит отметить, что высокая степень децентрализации характерна для Германии, Швейцарии, Бельгии, Испании, ряда других стран как с федеративной, так и унитарной формой административно-территориального устройства государства. Также полезным для Украины будет и опыт проведения административной реформы в соседней Польше, которая в 1999 году сменила административное деление страны и перераспределила полномочия между центром и регионами.
По мнению ведущих экспертов в сфере государственного строительства и местного самоуправления, децентрализация в Украине является наиболее успешной из огромного перечня реформ, которые сегодня задекларировала и пытается реализовать нынешняя украинская власть.
В рамках децентрализации в Украине уже созданы 753 объединенные территориальные громады (ОТГ), в которых проживает около 6,5 млн человек. В процесс децентрализации, по данным Минрегиона, вовлечено около 3500 территориальных громад прежнего территориально-административного устройства страны.
По мнению главы политической партии «Основа» Андрей Николаенко, в целом процесс децентрализации достаточно позитивный и необходимый.
«Децентрализация – это единственно возможный путь сохранения Украины как унитарного государства. Часто децентрализация становится единственным способом преодолеть коррупцию. Максимальная близость власти к людям позволит лучше контролировать власть», — подчеркнул Андрей Николаенко.
Вместе с тем, отмечает руководитель одной из ведущих политических сил Украины, в ходе реформирования проявилось множество недостатков, допускается немало ошибок как в планировании, так и в процессе реализации реформы на местах.
Во-первых, затянутость во времени реализации реформы. Ее реализуют в вялотекущем режиме уже четвертый год. При этом 68% территориальных громад страны до сих пор не вовлечены в процесс и остаются необъединенными. За рамками реформы пребывают еще 35 млн граждан Украины, новыми ОТГ покрыто менее 50% территорий (всего в Украине 490 районов).
Во-вторых, необходимо расширить полномочия громад и провести реальную финансовую децентрализацию. Процесс объединения громад — весьма хаотичный и непрогнозируемый во времени. Как следствие, правительство несет расходы по одновременному содержанию двух бюджетных систем – децентрализованной для ОТГ и централизованной для других.
В-третьих, одной из главных проблем реформы является разрыв между формально возросшими полномочиями местных властей и реально существующими ресурсами для того, чтобы воспользоваться этими полномочиями, считает лидер партии «Основа» Сергей Тарута: «Во время поездок в регионы регулярно встречаюсь с представителями местного самоуправления и обсуждаю с ними насущные проблемы громад – дороги, водоснабжение, инфраструктура, земля. Большинство вопросов – элементарные. Но чтобы они быстро решались, громадам нужна реальная финансовая децентрализация».
Прежде всего речь идет о создании цивилизованных «правил игры» с учетом интересов ОТГ в сфере налогообложения, привлечении инвестиций и самое главное — в земельных отношениях.
В начале 2018 года Кабинет министров Украины согласовал механизмы передачи в собственность объединенным территориальным громадам земли, в том числе земли за пределами населенных пунктов. Однако все эти процессы необходимо ускорить и облачить в реальные, а не бутафорские формы.