Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум

О том, кому и зачем сегодня нужна йога, об иллюзиях этого мира, самообмане и ловушках, простоте и постоянстве, полноте и целеполагании, успехе и разочарованиях, счастье и осознанности и многом другом интересно и содержательно нам рассказал запорожский йогин, инструктор, учитель, поэт и просто невероятно интересный человек Константин Яременко. 

– Костя, что такое современная йога и зачем она нужна?

– Йога есть устранение привычек (колебаний) ума. Это определение дал Патанджали йоге около 2 тысяч лет назад. С тех пор ничего не изменилось. Меняется только оболочка: люди ищут новые упражнения, способы тренировки ума и тела. Для чего нужна йога, каждый решает сам для себя. Кому-то она вообще не нужна. Для кого-то это жизненная необходимость и способ саморазвития. Важно не потерять суть йоги, уходя в изощренные формы физических упражнений. Йога – это дисциплина ума в первую очередь, как в прямом смысле слова, так и в переносном. Если вам не нужна дисциплина и нет необходимости в интроспекции, то вам, скорее всего, йога не нужна.

– Возможна ли серьезная практика йоги в городских условиях?

– Такая практика возможна. Это зависит от человека, а точнее  от его качеств. Если человек захочет, то сможет многое.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

– Как йога помогает в семейной жизни?

– Йога – это некий процесс (состояние), в котором находится твой ум. Если в уме порядок, то и в жизни будет порядок. Неважно, семья, работа, друзья… Ведь все поступки рождаются из мыслей и создают судьбу человека. В семье человек что-то получает и что-то отдает. Баланс должен сохраняться.

– Ты лично видишь, как меняются твои подопечные, занимаясь под твоим руководством не один год?

– Я вижу прогресс в асанах у людей. Это, конечно, радостно. Но еще интересней видеть их лица, когда они погружены в практику. Лица людей очень сильно меняются, они светятся и излучают спокойствие. Так бывает. Но вот только единицам удается «пронести» это из зала в жизнь. Мы очень сильно вовлекаемся в мысли и тревоги, забывая о том возвышенном состоянии. Чтобы произошло слияние себя во время тренировки и себя на улице, нужно постоянно помнить о йоге, держать свой ум в ней. Пока мы дискретны – йоги не будет. Йога – это целостность и единство, как бы пафосно это ни звучало.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

– Какие серьезные ловушки могут ожидать человека, ставшего на путь реализации себя посредством йоги?

– Йоги называют все эти ловушки майей – иллюзией. Ловушек миллион, если ты вовлекаешься и привязываешься к материальным иллюзиям. Все мы ограничены оковами эго, которое и генерирует наши страхи, привязанности, симпатии, антипатии… Йога дает силу, и часто мы думаем, что мы лучше кого-то или что мы что-то знаем. Это все иллюзии, которые развеиваются временем. Йоги оттачивают вивеку – различение. Благодаря этому свойству можно понять истинные причины своих мыслей, поступков, событий. Если ты различаешь, у тебя появляется выбор. А если есть выбор, то у тебя есть шанс не делать так, как раньше, не быть ограниченным своими страстями. Это и есть свобода (кайвалья), цель йоги.

– Мешают ли амбиции людям в йоге?

– С одной стороны, амбиции могут быть теми же иллюзиями и грезами, в которых пребывают люди. А с другой стороны, амбиции несут в себе заряд энергии на реализацию своего внутреннего потенциала. Все амбиции коренятся в подсознании и являются следствием каких-то былых впечатлений (самскар) и тянут человека пережить тот опыт, который ему свойственен по сути или который уже с ним случался. Это как некий голос интуиции, который тебя тянет на приключения. В этом нет ничего плохого, просто важно оценивать свои силы и быть требовательным к себе, тогда амбиции могут вывести тебя на другой уровень развития. Нет стремления – нет движения. Важно двигаться и не привязываться к своим достижениям, тогда все будет хорошо.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

 

– Что самое важное в занятии йогой?

– Самое важное – это понять, в чем суть йоги, и решить, нужна она тебе или нет. Нужно определиться со своими целями. Разобраться в себе может оказаться самой трудной задачей. Далее будет следовать достижение целей, которые несет в себе йога. Если твои цели совпали с целями йоги – это большая удача. За 12 лет преподавания я вижу это как самую насущную проблему у тех, кто ко мне приходит. Сегодня йогу ставят в один ряд с фитнесом и пилатесом.

– За какой период можно достичь результатов, и, собственно, какие результаты ценны?

– О периодах говорить невозможно. Все люди разные. У каждого свои счеты с телом, умом, привычками и качествами характера. Кто-то за год-два раскроет тело и полюбит пранаяму, а кто-то за два года так и не научится приходить без опозданий, оставлять обувь в положенном месте и не путать лево и право… Я всегда говорю на занятии: «Важно, кто ты в йоге». Ты – это сумма всех твоих поступков, привычек и мыслей. Это вопрос готовности работать над собой.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

– Насколько важна конституция тела в занятии йогой, растяжка?

— Конституция тела определяет набор упражнений (асан), которые у тебя будут получаться легче, чем другие упражнения (асаны). Но в йоге все асаны важны. Каждая асана – особенная. Поэтому мы практикуем большой спектр упражнений. Чем больше спектр движений тела, тем телесный интеллект выше. Это в свою очередь влияет на развитие мозга и ума как такового, потому как обратную связь никто не отменял. Наравне с психосоматикой существует соматопсихика. Развивая тело, мы развиваем ум. А точнее, мы тренируем необходимые качества ума: концентрацию, невовлечение и постоянство. Развивая ум, мы должны развивать и тело. Йога не о крайностях, но о балансе.

– Можно ли повредить себе что-то физически, неумело выполняя асаны или будучи неготовым к той или иной асане?

– Конечно можно! Это к теме о различении и о том, насколько ты присутствуешь здесь и сейчас. Если ты игнорируешь сигналы тела, то велика вероятность перегнуть палку и навредить себе. К травмам чаще всего ведут жадность, глупость и невнимательность.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

– Сейчас в нашем городе очень много мест, где предлагают заняться йогой. На самом ли деле это йога или просто зарядка?

– Я давно не хожу ни по каким «местам», потому мой ответ – не знаю. Я сконцентрирован на своей работе: постоянно что-то улучшаю, изучаю новое, пишу заметки, структурирую… Чтобы видеть, есть ли йога в человеке или там просто «зарядка», нужно самому практиковать йогу и чего-то достичь, тогда у тебя появится возможность интуитивно прочувствовать йогу в ком-то другом. В моем мире «йоговость» внешне никак не выглядит. Йога-фетиш (модные штаны, четки, тату, запах благовоний, стильный коврик) – не всегда показатель практики, но и не означает, что там нет йоги.

– Важна ли цепь ученической преемственности в передаче знаний?    

– Лично для меня важна. Я идеалист, потому стремлюсь к истокам. А там видно будет. Но я думаю, что не всем нужна традиция. Да и как ты ее выберешь? В интернете? Интуитивно? Или кто первый из индусов в город приехал, тот и гуру? Это все серьезные вещи, и подходить к ним нужно осознанно. Должны быть критерии Учителя, традиции. Если у тебя их нет, то как ты поймешь, у кого и чему ты учишься? У новичков не может быть правильных критериев выбора и проверки подлинности традиции. Я свои критерии получил из личного опыта. Они дорогого стоят. Я их редко объясняю и никому не навязываю, это мое личное. Каждый получает того учителя, которого заслуживает. Меняйте себя, слушайте сердце. Учитель обязательно притянется.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

– Ты был в Британии. Преподавал там?

– В Британии я дышал, в прямом и в переносном смысле. Я там учился йоге, преподавал йогу, гостил у сестры и друзей, путешествовал, серфил… и продолжаю там бывать. У меня много друзей и родственных душ в Англии.

– Сталкивался с местной традицией (школами) йоги? Чем они отличаются от наших, какие особенности?   

– Конечно, соприкасался с йогой и их традициями. Отличия, на мой взгляд, заключаются в том, что они приходят в зал, полностью определившись, зачем они пришли. Они приходят работать! Если говорить о физической стороне практики, у них очень сильные группы, практически все стоят на руках, делают шпагаты… Они занимаются в специально прогретых помещениях, чтобы тело включалось быстрее и очищалось через пот. Они привыкли работать. Мне это очень нравится. У них в парках собирается на йогу около 50 человек и более. У них нет «злой» конкуренции, когда тебя просто ненавидят, потому что ты делаешь асану лучше. Они открыты новому. Книг о йоге на английском языке (в том числе и первоисточников) в разы больше. Я много читаю и давно обнаружил, что на русском есть примерно 1/5 от того, что есть на английском. И это при том, что на английском языке есть в лучшем случае 1/20 от того объема книг, что есть в Индии. Поэтому на нашем пространстве крепко укоренились современные авторы йоговских методик. Большинство моих друзей и знакомых (в том числе и я) выросли именно на такой литературе. Сейчас я отошел от подобных источников. На мой взгляд, в Англии есть некая тенденция к излишнему эзотеризму и большое доверие ко всем источникам. Возможно, наших думающих людей закалило то, что приходится выколупывать по зернышку истинные знания, имея в основном авторские методики на книжных полках. В то время как большой выбор разнообразной литературы у бритов только развращает вкус практикующего и немного рассеивает его бдительность в плане выбора источника знаний. А вообще йога развивается там, где у людей есть ресурсы на развитие, и обрастает «сказками» там, где нет доступа к информации и знаниям.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

– Расскажи о своем творчестве – поэзии. Когда и как ты почувствовал, что что-то рождается и хочется это писать?

– Почувствовал 27 ноября 2003 года, вечером. Субъективно это ощущалось всем телом. Я не знал, что должно произойти, но вылилось это странное состояние в стихотворение. С него и начинается мой сборник «Слуга океана». Стихи приходили, я их записывал. Некоторые редактировал, а некоторые были сразу что надо. Материал копился несколько лет, и я решил пообщаться с поэтами, чтобы получить внешнюю опору, отзыв. Я хотел издать сборник, но сомневался, нужно ли это кому-нибудь, кроме меня. В этом вопросе мне очень помогли и поддержали Влад Клён, Екатерина Волкова, Дмитрий Воденников и, конечно, моя жена Дарья.

– О чем ты пишешь?

– Стихотворения не пишу, они приходят. Я их просто немного правлю, как огранщик. Стихотворения обо всем. Там еще и афоризмы есть отдельным разделом. Наверное, о жизни, о Боге… Когда я публиковал их на поэтических сайтах, то помещал в раздел «философский стих», это ближе всего по сути.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

– Ты считаешь себя поэтом?

– Я пишу, что я йогин и поэт. Считать себя кем-то сложно, потому что я меняюсь изо дня в день. И то, кем я назвал себя сегодня, может совсем не совпасть с тем, кем я буду завтра. Называю себя кем-то для удобства в социуме. Человек – это тоже процесс.

– Кем ты себя считаешь?

– Считаю человеком, а чувствую себя иногда стариком и морем.

– Есть ли то, что ты не реализовал, чего хочешь достичь? Что это, если не секрет?  

– Уйма всего! Я хочу дышать чистым воздухом, заниматься серфом и дописать все, что уже пишется мною в стол. Это как минимум. И, конечно же, путешествовать и прикасаться к настоящему.

– Твои дети будут заниматься йогой?

– Скорее да, чем нет. Но это уже будет их выбор.

<strong>Запорожец Константин Яременко: йога – это некий процесс, в котором находится ум</strong>

Спрашивала: Ева Миронова

spot_img
Важливо
Схожі новини