С недавних пор в Запорожье появилось волшебное пространство для детского чтения и творчества – семейный клуб «Оранжевый скворечник». Запорожью, конечно, не хватало места, где будут регулярно собираться маленькие читатели, исследователи и их родители. И не только для совместного досуга, но сотворчества, жизни в общем пространстве. И вот это случилось…
ГОЛОСу удалось пообщаться с автором и организатором «Скворечника», а также автором известного фестиваля «Книголесье», телеведущей, блогером, журналистом, женой, мамой четверых детей и просто человеком, который обладает уникальной способностью говорить интересно и понятно, а также вдохновлять людей – Ольгой Фанагей-Барановой.
– Оля, куда уходят корни «Книголесья», с чего все начиналось?
– Проект родился как часть «Запорожской книжной толоки» в октябре 2015-го. На международном литературном фестивале нужно было организовать детское пространство. Поскольку я в теме – фанат детской литературы, мама трех юных читателей и ведущая литературной программы на одном из запорожских телеканалов – мне предложили этим заняться. И появилось «Книголесье» – пространство детского чтения, творчества и живого общения. Проект оказался более чем востребован, он вызвал настоящий ажиотаж среди запорожцев с детьми. Все три дня Толоки у нас был переаншлаг. Поэтому «Книголесье» получило продолжение, и с января по апрель этого года проводится при поддержке Запорожского областного благотворительного фонда «Улыбка ребенка» в рамках проекта «Круг друзей».
– Как пришло название этого уникального для Запорожья фестиваля?
– Хотелось, чтобы из названия сразу было понятно, что речь идет о книгах, и чтобы в нем было волшебство и что-то живое… Кроме того, очень важно для меня было, чтобы название звучало одинаково хорошо и на русском, и на украинском языках , ведь пространство наше двуязычное, как и сам регион. Мой креативный муж, услышав требования, подумал минутку и выдал: «Книголесье – Книголісся». Так родилось название и тематика оформления, которое создает замечательный запорожский дизайнер Елена Осадчая – волшебный книжный лес с уютной поляной сцены и густой чащей креативных площадок.
– Насколько сильно на тебя влияют общественное мнение и критика (в данном случае)?
– Критика больно ранит, к сожалению. С другой стороны, похвалы и позитивный фидбэк столь же сильно радуют. Когда видишь счастливые лица детей и взрослых, которые у нас тоже очень быстро превращаются в детей, понимаешь: все не зря. До глубины души потряс отзыв в соцсетях: «Мой племянник сказал, что это был самый счастливый день в его жизни». Несмотря на тесноту…
— Откуда пришла идея семейного клуба?
– Нам захотелось выйти за рамки формата Книжной толоки и «Книголесья», так что «Оранжевый скворечник» – это затея, которая не ограничена никакими тематическими рамками. Наши принципы все те же – общение, творчество, интерес к реальной жизни в противовес виртуальной. Мы планируем интересные экскурсии для детей, путешествия, тематические праздники, всевозможные образовательные проекты, разнообразное творчество. Нам хочется дать детям и родителям возможность вернуться к настоящему во всех смыслах этого слова. Например, мы считаем, что очень важно показать детям, как печется хлеб, как создают посуду из глины, как делают ткань. Или показать и рассказать в доступной и интересной форме, как работают сложные механизмы. Или на ярких опытах объяснить физические законы жизни. Да не просто показать все это, но и дать детям возможность поучаствовать в этом, прикоснуться лично. Новые знания и личный практический опыт открывают для человека новые измерения, новые глубины восприятия, дают новый взгляд.
– Как относится семья к тому, что мама с двумя маленькими детьми (еще двое сыновей — взрослые, учатся в Киеве, — авт.) занимается столь масштабным мероприятием?
– В целом семья не в восторге, однако деваться некуда, и неуемной маме оказывают всю необходимую поддержку и помощь. Чуть ли не лучшей оценкой моей работы в моих глазах стали слова старшего сына (ему 18 лет) после первого «Книголесья»: «Я тобой горжусь. Это лучшее мероприятие подобного рода из тех, на которых я побывал». Поскольку повидал он немало и на похвалу маме обычно скуп, для меня это прозвучало нектаром.
– Невозможно не попросить у мамы четверых детей поделиться опытом: как воспитать хорошего человека?
– Для меня педагогической аксиомой являются слова Льва Толстого: «Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя». Единственный способ что-то привить маленькому человеку – личный пример. Считается, что до 6 лет воспитанием ребенка занимаются родители, а после – среда, о качестве которой должны заблаговременно позаботиться все те же родители. Так что пока есть время и доверие к вам – формируйте круг друзей и увлечений. В большой степени от нас зависит, будет ли на ребенка влиять улица или, например, «Оранжевый скворечник».
– Как привить ребенку любовь к чтению и творчеству?
– Мы на «Книголесье» раздаем брошюрки с рекомендациями на эту тему. Если коротко: подольше держите детей подальше от гаджетов и побольше читайте вслух, выразительно, часто и долго. Никто не отменял пользы личного примера – у родителей-читателей чаще вырастают дети-читатели, хотя и необязательно. И не поленитесь записать ребенка в детскую библиотеку: тут можно не только обеспечить читательские запросы, но и попасть в круг единомышленников, что, возможно, даже важнее.
– Сколько у ребенка должно быть игрушек? Стоит ли родителям удовлетворять все капризы ребенка (или почти все)?
– По собственному опыту и наблюдениям за другими семьями знаю: игрушки нужны родителям, а не детям. Во-первых, для того чтобы, потратив на них деньги, почувствовать себя хорошим родителем. А во-вторых, потому что взрослые разучились играть камушками и палочками. Детям же нужна просто насыщенная и безопасная среда. И иногда вдохновляющий и поддерживающий взрослый неподалеку. Капризы возникают не от нехватки игрушек, а от нехватки внимания.
– Что зачастую мешает развитию детей в обычной бытовой жизни? Поделись своим опытом.
– Мешает чрезмерная загруженность родителей и мешает чрезмерная опека. Зачастую это странным образом сочетается в рамках одной семьи. Мешают родительские амбиции и комплексы, стереотипное мышление и нежелание или неспособность подходить осознанно к каждой жизненной ситуации. Мне кажется, детям для развития нужно три фактора: относительная свобода, относительная безопасность и абсолютная любовь. А для счастья детям нужно одно – счастливые родители. На мой взгляд, быть счастливым гораздо более важно, чем быть развитым или успешным. Сегодня мы об этом часто забываем, к сожалению. Соответственно, и детям внушаем искаженные установки…
– Нужен ли ребенку детский сад?
– Работающему родителю – да. Ребенку – нет. Не то чтобы противопоказан, но уж точно не обязателен к посещению. Социализацию и развитие вменяемая мама способна обеспечить ребенку без специальных заведений. Есть дети, которые любят ходить в сад – повезло с воспитателем и коллективом. А есть те, что не любят в силу особенностей своей психики или других факторов. Нет ничего глупее, чем заставлять ребенка туда ходить без особой необходимости только потому, что «я ходил, и ничего – вырос». Это как раз стереотипы, программы и зомбирование. Думать надо в каждом конкретном случае.
– Какой досуг, по-твоему, полезен для детей?
– Я противник «виртуального мира» для детей. Планшеты, компьютерные игры, мультики как способ хоть чем-то занять чадо… Вопреки распространенному обывательскому мнению, все это ничуть не развивает ребенка. Психологи говорят: развивает то, что дает реальный опыт взаимодействия с миром. Прогулки на природе, игры со сверстниками, общение и разнообразное творчество, культурные впечатления, такие как чтение и театр – вот такой досуг полезен. Кидать камни в лужу – вот это полезно для ребенка, это развивает его физически и интеллектуально и при этом радует. Школа этому занятию частенько проигрывает, если судить по этим параметрам полезности.
– Как думаешь, могут ли родители обеспечить образование детей без влияния государственных институтов?
– До пятого класса – однозначно, да. Конечно, при наличии достаточного количества свободного времени у родителей и возможности создать для ребенка круг общения с ровесниками – в кружках и секциях, например. В средней и старшей школе – тоже да, но при наличии у ребенка и родителей способностей к самоорганизации и, конечно, доступа к современным технологиям. У меня пока нет опыта домашнего образования для моих детей, но у многих близких друзей и знакомых есть. И пока для младшего сына я вижу именно такое будущее. К сожалению, сегодня школа в силу разных причин больше похожа на тюрьму или армию, чем на место, где должны удовлетворяться познавательные запросы, присущие каждому человеку от рождения. Я вижу, как школа (кроме очень редких исключений) интерес к познанию мира убивает на корню. Детям в школе скучно. При этом учиться детям интересно. Но не в школе…
– Что бы ты еще хотела делать в ближайшем будущем для своего счастья?
– Научиться воспринимать все, что со мной происходит, как благо.
Ева Миронова