Сегодня невозможно представить себе перспективу главного проспекта Запорожья без основных, как их нынче называют «открыточных», элементов запорожских башен. Несмотря на то что они не имеют никакого функционального назначения, согласитесь, что без этого украшения городской пейзаж выглядел бы гораздо более убого, тем более в осенне-зимний период.
Обновившись в начале «нулевых», нынче запорожские башни занимают чуть ли не первое место по своей эстетической привлекательности не только в глазах горожан, но и запорожских гостей. Особенно красивы они в вечернее и ночное время, когда за счет подсветки приобретают волшебный вид. И как тут не придумать мистическую историю для настроенных на сказку ушей туристов? Впрочем, все тайны, связанные с запорожскими башнями, не более чем миф, говорят запорожские знатоки архитектуры родного города. Правда, они же утверждают, что привлекающие как элемент городского декора знаменитые запорожские башни могут стать полноценными туробъектами, если за дело возьмутся профессионалы.
Архитекторы рассказывают, что еще пару десятков лет назад городской власти поступали предложения насчет организации в таких живописных башенках кафетериев, но теоретические планы не были одобрены и подкреплены практической реализацией. Ведь для того чтобы пустить в такой объект группу людей, необходимо организовать как цивилизованный вход, который не помешает жителям домов, так и безопасный подъем. Что уж говорить о постоянно действующем кафе или ресторане в подобном месте. Кажется, нереально позаботиться о централизованном передвижении бесконечного потока посетителей.
Тем временем даже те, кто не верит в возможность рекреационного использования некоторых запорожских башен, не оспаривают потенциальную привлекательность такой идеи, поскольку перспективный вид на город, открывающийся с них, просто великолепен.
В Главном управлении архитектуры нам рассказали, что основные запорожские башни были построены в 50-е годы, то есть после войны. Тогда в стране царила эйфория после победы в Великой Отечественной войне, отразившаяся и на архитектурных обликах сооружений. «Многие здания строились в виде башен и довольно монументально. Такие дома часто появлялись и в Москве, и в Киеве. Не стал исключением и наш город. Так у нас появились дома с башнями, которые символизируют мощь народа, и на тот момент они прославляли победу во Второй мировой войне», – говорят специалисты.
Всего в нашем городе 19 башен, включая и недостроенные. Однако основные башенные надстройки на домах любители архитектурных изысков могут наблюдать, конечно, на центральном проспекте Запорожья. Известно, что самые заметные из них находятся близ проспекта Металлургов и на площади Поляка. Несмотря на то что запорожские башни похожи в общих чертах и являются частью конструктивизма того времени, все они разные. Стиль, в котором они выполнены, нельзя однозначно маркировать так называемой «сталинской» архитектурой; в элементах многих из них видится влияние различных стилей – от барокко до классицизма.
Авторами запорожских башен стали архитекторы Григорий Орлов, Евгений Бельман, Георгий Вегман, а также Иван Козлинер и Леонид Гершович. Последние, кстати, установили семиэтажную башню на углу проспектов Соборного и Металлургов.
Одна стройная девятиэтажная башня их авторства, которая сейчас смотрится как центральная, с шатром и шпилем, увенчала тогда угловой дом на перекрестке проспекта Ленина и улицы Верхней. Она как бы оформляла въезд в Шестой поселок со стороны старой части города. Профессионалы отмечают: «Перекличка двух вышедших за красную линию башен – более высокой на переднем плане и приземистой семиэтажной, расположенной через два квартала, – подчеркивает глубинную перспективу, создает ритм и масштаб главной улицы».
Впрочем, и недостроенные запорожские башни не менее примечательны как в архитектурном, так и в историческом контексте. Тем более что спроектировал видные дома c недостроенными надстройками известный послевоенный архитектор Георгий Вегман – один из представителей русского архитектурного авангарда, внесший значительный вклад в становление и развитие советской архитектуры 1920–1950-х годов, участвовавший в послевоенной реконструкции Кремля, а также в поствоенном восстановлении украинских городов, в том числе и Запорожья.
«C архитектурной точки зрения очень интересные здания у нас находятся в начале проспекта – это проспект Соборный 193 и 234. Это дома, на которых должны были быть башни, но они недостроены, а значит не имеют своего завершения. Автор этих домов – архитектор Георгий Вегман. На эти дома были выполнены проекты, эти башни были сделаны уже в натуре, но здесь наступил момент, когда в нашей стране начали бороться с излишествами – это было при Хрущеве в 1954 году. Таким образом, эти здания оказались без тех интересных завершений, которые должны были иметь место», – говорят в «архитектуре». Но даже в таком виде эти дома имеют определенную историческую ценность и всей своей монументальностью свидетельствуют о смене режимов, а значит – идей и пристрастий. Пусть не всегда удачных.
В 2000 году более чем прекрасным желанием стала идея мэра Александра Поляка восстановить главное скульптурное украшение города, сделав его не только заметным, но и блестящим благодаря освещению. «При Александре Поляке началась реставрация наших башен, сделали красивую подсветку. С тех пор в вечернее время они засияли новыми гранями, и город приобрел яркий праздничный фасад. Безусловно, эти башни являются сейчас украшением проспекта в вечернее время», – отмечают в управлении.
С тех пор к запорожским башням стали проявлять внимание не только туристы, но и бизнесмены. Впрочем, пока даже теоретические попытки «обжить» хоть одну из них остаются тщетными.
Стоит отметить также и две мифические или «несуществующие» башни, которые стали почти легендарными. Это те, которым так и не суждено было появиться на так называемых «Золотых воротах» города. Их можно угадать по виду на главную улицу со стороны площади Запорожской, недалеко от шлюзов гидроузла. Эффектные здания по бокам также оформлял архитектор Георгий Вегман, который сделал их яркими, выдающимися, но тем не менее довольно сдержанными. Знатоки утверждают, что по плану эти главные городские ворота (боковые здания), прекрасно раскрывающие основную улицу Запорожья, должны были венчать две выдающиеся башни со шпилями. Но указ Хрущева «об архитектурных излишествах» лишил их шанса на достойное место в центре города. Легенда гласит, что они до сих пор так и пылятся где-то на задворках запорожской истории… и глазами внимательных горожан просятся на крыши своих домов-«ворот».
Ева Миронова