Новости Запорожья. Новости политики, общество, криминал

Светлана Рудикова для Запорожья: украинскому искусству не хватает поддержки государства

598

 «Все мои работы – это результат переживаний, которые родились как в собственном детстве, так и в общении со своими детьми. Согласитесь, это незабываемые ощущения и эмоции: чувствовать, как малыш растет внутри, потом знакомиться с ним, изучать новые улыбки и черты характера, каждый день дарить этот огромный и сложный мир!»

Сегодня мы познакомились с невероятно талантливой и светлой художницей Светланой Рудиковой, увлекающей своим творчеством в мир воплощенной иллюзии и ярких эмоций. Ее картины в стиле инфантарт всегда полны оптимизма и надежды.  

– Светлана, расскажите о себе: где прошло ваше детство, юность? Где вы учились? Чем увлекались, кроме рисования?

– Я – коренная киевлянка, все мои родственники из этого города. Даже на лето не к кому было съездить в гости:) Когда мне было 7 лет, родители уехали работать в Россию, и я там прожила до окончания школы, приезжая на каникулы к бабушке в Киев. Это был небольшой северный поселок, и там, среди лесов и собак, прошло все мое детство. Училась в обычной школе, всегда была активной девочкой с фантазией, хорошо рисовала, чем обеспечивала себе работу во всевозможных конкурсах стенгазет и оформлении школьных стен. Любила геологию и палеонтологию. Зачитывалась энциклопедиями про динозавров и астрономию. В детском саду вообще мечтала стать геологом – это была профессия мамы моего лучшего детсадовского друга, и я знала названия многих камней и минералов. Юный романтик:)

– Когда вы начали выставлять свои работы? Как почувствовали первый успех?

– У меня не было этого сакрального “проснулся знаменитым”. Я и сейчас не считаю, что добилась чего-то основательного, серьезного. Работаю в меру своих сил, иногда – чуть больше:) Как правило, издательства и заказчики сами меня находят, и от них я узнаю, что, оказывается, о моей деятельности многие знают.

Первый раз выставила свои работы в рамках проекта “Детская картинная галерея”, которую организовывало издательство “Мастер-класс”. Они же, кстати, стали первыми, кто обратил внимание на мои картины и рискнули поработать со мной как с иллюстратором. С их легкой руки я начала писать тексты – и сейчас уже есть несколько книг, в которых живут мои сказки.

– Как бы вы охарактеризовали свой стиль?

– Один из моих близких друзей когда-то давно метко назвал его “инфантарт” (infantart) – детское, наивное искусство. Так оно и есть: наивная живопись, которая несет в себе определенную глубину. Иногда хочется просто подурачиться, создать детский образ – и получается сугубо детская иллюстрация. А иногда в такие работы зашифровываю нечто большее, намеки. Это может быть и эмоция, и какие-то неожиданные малозаметные детали. И только внимательный зритель может их найти;)

– Вы можете сказать, что пишете для детей?

– И для детей тоже:) Понимаете, в каждом человеке живет ребенок, и неважно, сколько этому человеку лет. Я пишу для всех, независимо от пола, возраста и расовой принадлежности. Я люблю людей и хорошо, что могу принести им радость.

– Кто ваши любимые художники?

– Сложный вопрос, как ни странно. Вокруг столько талантливых людей, что порой я просто теряюсь. Мне повезло: среди моих друзей есть именно те художники, творчеством которых я восхищаюсь. Например, в последнее время с нетерпением жду каждую новую работу Натальи Деревянко. Ее натюрморты – это чудо! А каких она рисует принцесс!… В Белоруссии живет потрясающая художница Анна Силивончик. Обожаю и Аню, и ее творчество. Ее муж Василий Пешкун, кстати, тоже пишет невероятные картины. Элина Элис (Elina Ellis) – талантливый детский иллюстратор, обожаю ее семинары и многому учусь. Ирина Потапенко – художник, мультипликатор. Ее персонажи необыкновенно динамичные и веселые, и я горжусь тем, что она меня учит. Вот на  днях, например, закончился десятидневный акварельный марафон, где Ира учила меня и еще группу “страждущих” премудростям работы с акварелью. Вместе учиться намного веселее!

– Чего не хватает нашему ,украинскому , искусству?

– Поддержки от государства. В Украине люди творческих профессий предоставлены сами себе, выживает кто как может. В развитых странах существует система грантов, благодаря которым художник может творить и не думать о хлебе насущном. У нас же талантливые люди часто вынуждены либо оставлять профессию, либо уходить в коммерческое русло , потому что нужно кормить семью, да и себя побаловать очень хочется. И если кому-то такая работа по душе, то подавляющее большинство все-таки с трудом впихивает себя в рамки конкретных проектов. Некоторые ломаются. Или становятся ремесленниками. Из их работ уходит душа. Грустно.

– Как вы считаете, художник должен быть голодным?

– А это смотря какой художник:) Все мы – разные. Кто-то может работать только на адреналине, а кому-то нужно спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Нельзя выработать одно общее условие.

– Чего бы вам хотелось еще достичь, может быть, освоить какую-то технику?

– Оооо! Я так много хочу освоить, что и всей жизни не хватит! Сейчас, например, наконец-то занялась акварелью. Давно хотела с ней подружиться – и тут, наконец, топнула ногой, решилась и начала рисовать. И, знаете, все оказалось намного интереснее, чем я думала! Еще хочу снова заняться графикой (по первому образованию я – график). Хочу освоить скульптуру, батик, скетчи, витражи… И это, заметьте, только то, что касается изобразительного искусства. А ведь есть еще так много прекрасных музыкальных инструментов! И спорт! И путешествия!…. Ой как много я хочу!:) И я постоянно двигаюсь в этом направлении!

– Какова специфика именно вашей техники?

– Никакой специфики. Сейчас в основном рисую масляными красками. И делаю это так, как могу и понимаю. Но никаких особых секретов в техническом плане нет.

– Вы художник-иллюстратор в том числе: как происходит работа над книгой? Вы всегда достигаете полного согласия с автором книги?

– Конечно, не всегда. Но мне везет: в подавляющем большинстве случаев я нахожу общий язык и с авторами, и с издательствами. Мне нравится прислушиваться к людям и рисовать то, что находится в их головах. Никогда не “упираюсь рогом” по поводу каких-то идей, стараюсь быть гибкой. Но в меру. Жизнь научила не давать садиться себе на голову.

Обычно мне высылают текст или техзадание. Я внимательно с ними знакомлюсь, задаю дополнительные вопросы. Потом рисую карандашные эскизы, утверждаю их с заказчиками – и только после этого приступаю к краскам. На компьютере не работаю. Только “живые” материалы.

– Что у вас в планах?

– Есть несколько книг, которые ждут выхода в свет. Есть книга, которая станет завершающим этапом одного большого и интересного проекта, и я очень хочу, чтобы она все-таки родилась. Сейчас договариваюсь с издательством. Ну и еще несколько идей, о которых пока не буду говорить, но над которыми усердно тружусь:) Будет что показать!

– Как относитесь к критике?

– Если честно , то сложно. Любой художник тяжело воспринимает критику. Да и, наверное, не только художник. Я прислушиваюсь к мнению людей, которых уважаю. И мне, безусловно, неприятно, когда они говорят “фу” на то, что я создавала. Правда, люди, которых я уважаю, умеют так сказать “фу”, что это идет только на пользу и совсем не обидно:) Зато потом, когда я успешно исправляю свои погрешности, в сто раз приятнее услышать от них похвалу. Это дорогого стоит.

– Важно ли для вас общественное мнение?

– Тот, кто говорит, что оно не важно – лицемерит. Человек – существо социальное, и нам всем так или иначе важно мнение общества. Я не исключение, конечно. Разумеется, уже нарастила себе “шкуру”  определенной толщины, которая не пропускает глупости. Но, бывает, люди больно ранят. Но и с этим я работаю:) Когда становишься более-менее публичной личностью, необходимо иметь защиту. Выяснилось, что вокруг очень много обозленных и не совсем адекватных людей, и с ними нужно уметь себя вести, не пускать внутрь.

 

– Простите, что затрагиваю не очень приятную тему, но как завершился конфликт с Ницой из-за “русских” имен героев ваших картин на стенах клиники Охмадет?

– Имена закрасили, а рыбы радуют медперсонал и детей. Со многими докторами я переписывалась, до сих пор они присылают мне письма со словами благодарности. Ради этого стоило работать:)

 

 -Как вы, в принципе, переживаете подобное хамство? Есть ли какие-то приемы, чем вы “лечитесь” в таких ситуациях? (Возможно, йога, психологические практики или дружеское общение, что-то ещё..?).   

– Я знаю, что подобные инциденты нужно просто пережить. Успокоиться, выдохнуть и делать свое дело. Весь наш мир – большая игра, и об этом полезно помнить всегда. В процессе игры перед нами ставятся задачи, и мы обязаны их решить, благодаря чему будем развиваться. Какая бы ни была сложная жизненная ситуация, если не опускать руки, продолжать движение и действовать согласно своей совести, это неизменно приведет к прогрессу, то есть к новому уровню понимания себя и окружающего мира. Кроме того, всё рано или поздно заканчивается, и об этом тоже полезно помнить:)

– Расскажите о своей семье.

-У меня есть муж, мы женаты 18 лет. У нас трое сыновей. Большая веселая семья:)

 

– У вас есть увлечения, не связанные с рисованием?

– Их много. Я увлекающийся человек, люблю пробовать что-то новое, неизвестное. Иногда из этого случается любовь на всю жизнь, а иногда проходит бесследно, оставляя только галочку в соответствующей графе. И я не тяну за собой хвосты, стараюсь всё и всех отпускать без крови. Поэтому в моей жизни довольно много движения, но благодаря естественному отбору все это как-то слаженно работает. Например, одно из хобби, прошедших проверку временем и трудностями – это лошади. Не могу без них жить и довольно неплохо держусь в седле. Я бы в нем и жила, если б не семья и работа:)  Вообще стараюсь всегда ставить семью на первое место, они – самое главное в моей жизни. Но иногда работа засасывает с головой, но они относятся к этому с пониманием, и за это я очень благодарна.

Ева Миронова