От автора: Начальник патрульной полиции Запорожья Роман Пилипенко был направлен в наш город из Львова. С первого дня работы новой полиции журналисты намеревались поговорить с ним в стенах своих редакций, однако в силу занятости Роман не выделял отдельные издания и призывал корреспондентов задавать вопросы во время пресс-конференций. Впрочем, мы не сдавались, и вскоре нам удалось пообщаться с полицейским и развеять ореол загадочности вокруг его персоны. О реформах, гражданском долге, преступниках и баскетболе – далее.
– Роман, в открытом доступе о вас очень мало информации. Известно, что вы работаете в патрульной полиции с 2015 года. Чем вы занимались до этого?
– До этого момента я много чем занимался. Окончил школу, поступил в Донецкий юридический институт МВД, окончил его с красным дипломом и пошел служить в милицию еще ту. Работал старшим оперуполномоченным. Отработав три года, положенных по контракту, я решил уволиться и ушел работать в службу безопасности одного из крупных предприятий города Донецка. Какое-то время работал там, потом решил переехать в Киев. В Киеве занимался перевозкой зерновых вагонными нормами, узнал, что реформируется милиция, подал анкету в патрульную полицию, сдал зачеты, собеседования и пошел учиться. В киевской полиции я служил командиром роты. Из Киева меня откомандировали во Львов командиром батальона. Со временем во Львове повысили до замначальника управления а уже из Львова перевели в Запорожье начальником управления.
– Ваш опыт работы в МВД помог адаптироваться к реформам? Какие изменения в структуре вы считаете основными?
– Чтобы все изменения обсуждать, нам понадобится очень много времени. Безусловно, мой опыт работы в правоохранительных структурах мне очень помог. Кроме того, что у меня было еще профильное образование, поэтому проблем с изучением нормативной базы удалось избежать. Соответственно был опыт оперативной работы, и вливаться в новую систему мне было несложно.
– Вы работали в правоохранительных органах Донецка, Львова и теперь уже Запорожья. В чем основные различия рабочего процесса в этих городах? Где было сложнее, а где легче?
– В Донецке я работал в милиции. Уволился в 2008 году. Потом поступил в патрульную полицию.
Как отличается каждый человек, так и отличается каждый город. У Киева своя специфика – там очень много приезжих, студентов, сам город большой. В столице у меня рота насчитывала почти пятьдесят человек, а это — 21 автомобильный патруль. Для сравнения – во всем Запорожье сейчас всего пятьдесят патрулей. У Львова своя специфика – это более проевропейский город с узкими улочками, что во многом сказывается на работу по ПДР. А Запорожье напоминает Донецк – широкие проспекты, широкие улицы, но в отличие от Донецка в Запорожье есть еще красивая река.
– По криминогенной ситуации преступники отличаются?
— Уровень преступности отличается. Почему не совсем спокойно в Запорожье – потому что буквально 200 км и война, поэтому много оружия и в этом отличается. А преступники они везде плюс-минус одинаковые.
– Вас представили запорожцам как «львовянина», однако во Львов вы приехали из Донецка. Ваш переезд связан с АТО?
-Нет, я переехал из Донецка в Киев еще за полтора года до начала войны.
– Ваш выбор служить Украине повлиял каким-либо образом на отношения с друзьями и близкими? Пришлось с кем-то разорвать отношения навсегда?
— Родственники поддерживают. А из знакомых – есть те, с которыми я не общаюсь.
-Из-за вашей позиции?
— Я считаю, что позиция может быть только одна: у тебя есть Родина, а Родину не выбирают. Если кому-то что-то не нравилось – есть граница, сел на поезд или на автобус и до свиданья!
– Вернемся к вашей деятельности. За недолгое время существования запорожской патрульной полиции вам уже пришлось попрощаться с несколькими патрульными. За что исключали? Вы с легкостью прощались с этими ребятами?
– Люди, которые пришли с гражданки в полицию, не совсем понимали, с чем им придется столкнуться, выйдя на службу. Кто-то, наверное, пересмотрел американских фильмов, из-за чего возникла определенная доля романтизма. Но жизнь вносит свои коррективы, поэтому, столкнувшись с определенным контингентом с определенными ситуациями, некоторые просто решили, что это не их сфера. И я им благодарен за то, что они честно, не затягивая, написали рапорты на увольнение и уволились, потому что хуже всего, когда ты начинаешь делать работу, которая тебе не нравится, когда ты чувствуешь, что это не твое и просто ходишь на работу для галочки. Это неправильно.
– Возможно, это связано с тем, что слишком многим дали возможность вступить в ряды полиции? Как известно, при отборе от кандидатов не требовалось специального образования. Как вы считаете, это правильно? Смогут ли полицейские за столь короткое время овладеть навыками и знаниями, которые ваши предшественники постигали годами?
— Почему дали возможность всем желающим попасть в патрульную полицию? Мы все прекрасно знаем, что для работы в патрульно-постовой службе тоже не требовалось профильного образования. Большая часть ребят, которые работали на улице, отслужив в армии, шли в школу милиции и, пройдя начальную подготовку, выходили на улицу. Почему я считаю правильным, что всем дали шанс себя попробовать? Да потому что у общества был запрос на изменения. Чтобы получить изменения, было необходимо впустить в систему максимальное количество новых людей. Людей, которые не были в системе и не знают, как она работает. Они не знают ни плохую, ни хорошую стороны. Всегда проще человека научить, чем переучивать. Поэтому хорошо, что у ребят, в том числе и у меня, появился такой шанс. Люди пришли и начали свою жизнь с чистого листа.
По поводу их профессиональных качеств и вопроса: «хватает-ли им подготовки?» я отвечу – нет, не хватает. Я вам скажу больше – когда я отучился в вузе системы МВД (который окончил с отличием) и пришел на работу, то первое, что я услышал от начальника отдела: «Хорошо, что ты четыре года учился, ты – молодец, но сейчас мы начинаем учиться заново». И так в каждой работе. Главное – желание. Желание расти и учиться. У нас с этим проблем нет – ребята сейчас практически не имеют выходных, потому что у меня сейчас идет огневая подготовка, тактическая подготовка, занятия по админпрактике. Сейчас готовим велопатруль – группа людей занимается дополнительно. А еще – занятия по оказанию первой медицинской помощи, по оформлению ДТП и множество других дисциплин. У нас на территории управления постоянно присутствуют люди: в актовом зале, в классах самоподготовки, на плацу – ребята постоянно занимаются улучшением своих профессиональных качеств.
— Возможно, поэтому Запорожье уже выгодно отличается. В рядах украинских городов патрульные были уличены в неправомерных действиях. В Запорожье такого пока удалось избежать…
– В Запорожье такого не было и, надеюсь, не будет. По этому направлению постоянно ведется профилактическая работа и нашим отделом мониторинга в тесной связи с департаментом внутренней безопасности, со Службой безопасности Украины. Личный состав знает, что по факту проявления коррупции толерантность нулевая. Когда я приехал в Запорожье, я предупредил личный состав: если вдруг будут какие-то намеки, непонятные ситуации – мы прощаемся с человеком. а если он будет уличен в коррупционных деяниях – я буду лично настаивать и делать все, зависящее от меня, чтобы данный человек понес максимальное наказание.
– А были уже соблазны? Предлагали взятки запорожским полицейским?
— Ужгород первый задокументировал подобный факт. И уже есть приговор суда в отношении того, кто предлагал. У ребят получилось задокументировать и данный факт дошел до логического завершения. На человека, который предлагал взятку, был наложен штраф в размере 8,5 тыс. грн.
У нас таких откровенных ситуаций не было, и даже стандартные намеки наподобие: «может договоримся?» мы стараемся пресекать на корню, потому что если будет откровенный факт провокации либо дачи взятки, мы будем документировать и вызывать следственно-оперативную группу. Сейчас инспектора проводят разъяснительную работу, потому что обществу тоже нужен какой-то промежуток времени, чтобы перестроиться. Многие спрашивают для того, чтобы просто проверить: согласится – не согласится. Однако я говорю сразу: если будет факт попытки дать неправомерную выгоду, мы будем сразу документировать и привлекать к ответственности.
— Но все же у нас не все так гладко. Есть и жалобы на полицейских. Чем чаще всего недовольны горожане?
— Горожане очень недовольны, когда на них составляют постановления об административном нарушении, особенно те, которые касаются правил дорожного движения. С этим сталкивается каждый город, в котором открывается патрульная полиция. У нас граждане не знают правила дорожного движения – либо забыли, либо не учили. И им кажется, что они не нарушают. Ко мне многие приходят на прием ,говоря о том, что они не нарушали. Начинаем разбираться, поднимаем видео и отчетливо видим правонарушения. Поэтому я бы посоветовал всем открыть правила дорожного движения и прочесть их еще раз, очень внимательно.
Помимо этого есть еще категория граждан, которым все не нравится. Например, у меня много жалоб на то, что автомобили ездят с включенными «мигалками». Когда мы выезжаем во дворы и выключаем «мигалки», появляются жалобы на то, что полицейские едут с выключенными «мигалками». Еще недовольства – «почему одни патрульные ходят в бронежилете, а другие – без»… И таких примеров масса.
– Наверное, это связано с тем, что для многих горожан патрульная полиция еще остается какой-то диковинкой. Вы уже привыкли к повышенному вниманию к своей персоне?
— Если сравнивать со Львовом, то в Запорожье внимания к полицейским поменьше. Львов все-таки был вторым городом, в котором начала работу патрульная полиция, а Запорожье — 21-й из 28. Да, внимание было, по началу присутствовала сэлфимания, однако суперажиотажа я не наблюдал.
— С таким плотным графиком у вас остается время на обычную жизнь? Чем вы увлекаетесь? У вас есть какое-то хобби?
— График действительно плотный. Это во многом связано с тем, что запорожские полицейские только два месяца назад приняли присягу. Последний год мне сложно чем-то заниматься, кроме работы, но хобби у меня конечно есть. Я увлекаюсь баскетболом: играю в баскетбол, смотрю баскетбол – вот сейчас идут финальные игры серии NBA и у меня, кроме как нарезок каких-то игровых матчей, времени посмотреть соревнования нет. Раньше много читал – сейчас из-за нехватки времени читаю в основном специальную литературу. Увлекаюсь фотографией, путешествую. На самом деле очень много увлечений – спорт, активный отдых. Надеюсь, что жизнь скоро войдет в стабильное русло и времени на хобби будет оставаться больше.
— Сейчас идет добор кандидатов в полицию. Что вы пожелаете запорожцам, решившим связать судьбу с правоохранительными органами? Кому стоит ступать на эту тропу, а кому лучше воздержаться?
— Если есть желание – нужно идти. Пока не попробуешь – не поймешь, твое это или нет. Конечно, когда человек приходит, а потом пишет рапорт на увольнение, мы понимаем, что на его месте мог быть другой человек, который бы остался и работал. Но такова жизнь – «життя не ідеальне». Поэтому я желаю, чтобы кандидаты пообщались с уже действующими патрульными, чтобы понимать специфику работы и с чем они столкнутся, и готовиться к тому, что первые полгода-год они если пройдут и выйдут на службу, то о таком понятии, как «выходные» и «свободное время», придется забыть.
Беседовала Алиса СЫСОЕВА.