Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

Количество автомобилей в Запорожье за последние 20-25 лет выросло в десятки раз, что, с одной стороны, хорошо, так как показывает позитивную динамику в развитии региона. С другой стороны такое количество автотранспорта не могло не сказаться на качестве воздуха в городе.

Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

Впрочем такая ситуация складывается не только в нашем областном центре, но и по всей территории Украины в целом. Специалисты подсчитали, что в среднем вес автомобильного выхлопа в общей массе загазованности крупных городов достигает 40%. Для наглядности можно привести еще один аргумент: за год только один  автомобиль поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами почти 200 килограммов различных углеводородов.

В качестве дополнительной нагрузки автотранспорт создает около 80% шумового загрязнения. Однако главным все-таки остается загрязнение воздуха машинами и автобусами. Именно этот фактор сокращает среднюю продолжительность жизни человека на несколько лет. В качестве подтверждения данной теории приводятся исследования, согласно которым люди в местах с низкой концентрацией транспорта живут на 4-5 лет больше, чем горожане.

Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

На сегодняшний день количество транспорта только увеличивается, несмотря на экономический кризис. В некоторых городах концентрация СО в течение коротких периодов достигает 200 мг/м3 и более, при нормативных значениях максимально допустимых разовых концентраций 40 мг/м3.

Итак, чем же травит нас автотранспорт, без которого мы уже не представляем нормальную жизнь. Самыми опасными ингредиентами этой «адской солянки» являются оксиды азота. Они примерно в 10 раз более опасны, чем угарный газ, убивающий человека в считанные минуты. Токсичность различных углеводородов сильно отличается. Непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются, образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смога. Обнаруженные в газах полициклические ароматические углеводороды — сильные канцерогены. Среди них наиболее изучен бензапирен. Кроме него, обнаружены производные антрацена:

Кроме того, при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов — свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор, их соединения. Считается, что аэрозоли галоидных соединений свинца могут подвергаться каталитическим и фотохимическим превращениям, участвуя в образовании смога. Сюда же можно добавить фенолы, которые образуются в атмосфере из выхлопных газов неполного сгорания в результате химических реакций.

Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

Длительное употребление такой «солянки» может вызвать серьезные проблемы с иммунной системой вплоть до иммунодефицита. Помимо этого выхлопные газы вызывают и другие серьезные заболевания, в частности связанные с дыхательной системой, такие как дыхательная недостаточность, гайморит, ларинготрахеит, бронхит, бронхопневмонии и даже рак легких. Если вам этого покажется недостаточно, то в копилку выхлопных газов можно также добавить различные нарушения сердечно-сосудистой системы.

На сегодняшний день крайне сложно определить общее количество автомобильных выхлопов в атмосферу, так как газы из разных источников быстро смешиваются, и определить их источник становится невозможно. Несмотря на это в жилой застройке Запорожья проводится постоянный мониторинг качества атмосферного воздуха.

Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

Для получения общей информации были проанализированы сводки Запорожской областной санэпидемстанции за последние полгода. Были взяты данные с середины августа 2016 года по середину февраля 2017 года. Анализ показал, что количество зафиксированных превышений предельно-допустимых концентраций за этот период одинаково велик как в Заводском районе, с которым все ясно, и в самом центральном Вознесеновском, где находятся важнейшие автомобильные развязки.

Что касается самых загрязненных улиц города, то к таким относятся улица Алексея Порады в Шевченковском районе и улица Верхняя в Днепровском районе. В ходе замеров выяснилось, что уровень токсичных веществ на данных территориях превышен в 4 раза. В первом случае все можно списать на находящийся неподалеку Запорожский абразивный комбинат, то во втором случае единственным объяснением может стать только пересечение проспектов Соборного и Металлургов, где автомобильный поток один из самых больших в городе.

При этом обращает на себя внимание то, что улица Верхняя «отличилась» еще и тем, что здесь 20 декабря прошлого года было зафиксировано почти рекордное превышение ПДК по такому опасному веществу , как фенол — в 2,3 раза. Больше (в 2,4 раза) было зафиксировано только 26 октября 2016 г. на улице Гладкова в Днепровском районе. Однако тут, вероятнее всего, сказалась близость Запорожского кабельного завода.

Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

Только за январь бензин на запорожских АЗС, как и по всей Украине, подорожал в среднем на 50 копеек. И эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в феврале. Основными причинами подорожания называют нестабильность национальной валюты, повышение акциза на топливо и рост цен на нефть на мировом рынке.

Однако при том, что топливо постоянно поднимается в цене, его качество не становится лучше. Подделывая бензин ради его удешевления и обмана потребителей, в ход идет все, что горит, и чаще всего, как отмечают специалисты, в базовое «сырье» добавляют  весьма опасные и ядовитые ингредиенты: тетраэтилсвинец, нафталин, соединения бензола, ацетон и др.

Некачественный бензин не только гробит двигатель автомобиля, но и крайне негативно влияет на окружающую среду, пополняя автовыхлопы дополнительными ядовитыми соединениями.

Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

– Чем ниже качество топлива , тем токсичнее автовыхлопы. Это аксиома. В то же время на АЗС состав бензина контролируется плохо, от случая к случаю, – отмечает специалист Отделения охраны окружающей среды Запорожского областного лабораторного центра Госсанэпидслужбы Украины Евгений Тулушев. – Исследования по оценке риска здоровью населения Запорожья от автомобильных выбросов показали, что у нас особо загрязненная зона – это весь проспект Ленина с максимальными концентрациями вредных веществ в районах крупных перекрестков.

И опаснее всего то, что в выбросах автомобилей присутствуют крайне токсичные вещества, содержание которых госнормами практически не контролируется. Например, 1,3 бутадиен и акролеин ‒ сильнейшие канцерогены и мутагены. Они образуются преимущественно при сгорании масла и вызывают онкозаболевания, а также мутации и неправильное развитие плода. И, кстати, число именно этих патологий в Запорожье постоянно растет.

Автотранспорт превратился в пулю у виска запорожцев

Еще одна серьезная проблема – свинец. До недавнего времени присадки на основе свинца для увеличения октанового числа в бензине применяли у нас повсеместно. Однако позже, в виду их особой токсичности, запретили. Но! Во-первых, практически вся территория города уже загрязнена свинцом, который при любом порыве ветра поднимается в воздух. Во-вторых, если хоть один раз в цистерну или бензобак заливали топливо с присадками, содержащими свинец, то он там останется практически навсегда. Свинец оседает на стенках емкости, постепенно «вымывается» и попадает в окружающую среду. А надо заметить, что свинец имеет такое свойство, что даже при минимальных концентрациях оказывает очень вредное влияние прежде всего на детский организм. Дети отстают в развитии, плохо соображают, становятся эмоционально неустойчивыми.

Отметим также, что в 2016 году общий парк легковых и легких коммерческих автомобилей в Украине составил, по данным AUTO-Consulting, 9,1 миллиона автомобилей, то есть он неуклонно приближается к 10 миллионам.

Подробнее можно прочесть в газете «МИГ» от 23.02.2017 года.

spot_img
Важливо
Схожі новини