Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица

Судьба запорожского острова Хортица решалась позавчера на совещании в Киеве. Генеральный директор заповедника Максим Остапенко рассказал в интервью ГОЛОСУ об основных проблемах Национального заповедника на сегодняшний день – от финансирования и незаконных построек на острове до жизни флоры и фауны. И, похоже, на этот раз развитие Мекки Запорожской области заинтересовало представителей власти на каждой из ступеней.    

«Хортица – место, которое объединяет наш народ»

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

-Максим Анатольевич, какое решение по Хортице приняли на совещании в Киеве?

— В минувшую пятницу состоялось достаточно знаковое мероприятие – это совещание по вопросам развития нашего заповедника у вице-премьер-министра Павла Розенко в присутствии главы облсовета Григория Самардака. Основной тезис совещания такой, что Хортица, безусловно, должна стать одним из основных культурных объектов национального значения – идейным, идеологическим и культурологическим – символом национального единения страны. По сути Хортица должна стать одним их топовых объектов Запорожской области.

-Итог разговора можно назвать обнадеживающим?

—  Да, в результате совещания решили в ближайшее время разработать национальный проект развития Хортицы, в котором будут, по возможности, учтены все вопросы – от туристического аспекта развития заповедника до культурно-духовного.  Главное то, что на этот раз вопрос Хортицы на самом деле нашел поддержку всех структур власти: Кабмина, областной власти и города. И средства на развитие Хортицы будут выделяться на всех уровнях. Сейчас нам нужно, чтобы жители страны получили Хортицу как священное место, которое духовно и идейно объединяет народ.

-Проект нужно будет показать президенту?

— Есть несколько конкретных предложений, над которыми в ближайшее время будет работать и наш коллектив, и облсовет. Да, и в скором времени будет подготовлен национальный проект, который мы презентуем первым лицам государства – премьер-министру и президенту. Наша задача сейчас – собрать все достойные предложения, чтобы Хортица заняла достойное место в стране как национальная святыня, которой она и является. Уже в 2017-м году будет расширено число программ на Хортице, которые смогут профинансировать местные бюджеты – областной и город.

«Музей – это целый комплекс мероприятий для презентации экспоната»

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

-Как развернется проблема ЦИМЕЖа? Обговаривался ли этот вопрос?

— Уже принято решение о передаче заброшенного нынче института ЦИМЕЖ Министерству культуры Украины. Сейчас мы ждем уже фактически технического решения – самого акта передачи. Нам хотелось бы, чтобы эта некрасивая страница в истории Хортицы была закрыта. Облсовет пообещал, что в ближайшие недели завершится процедура передачи этого имущества на баланс Минкульта в доступе нашего заповедника. После этого начнутся работы по реконструкции, и, я думаю, что этот объект будет превращен в культурный музейный центр на территории Хортицы. По генеральному плану подразумевалось, что там будет Музей археологии и истории Хортицы. У нас есть несколько предложений по этому поводу, в том числе и реставрационный центр может быть открыт, потому как у нас уже сегодня есть реставрационный отдел.

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

-Наш реставрационный ангар с коллекцией древних судов можно назвать музеем? Или все-таки для музея нужно другое более технически подготовленное помещение?

— Если говорить о музее судоходства, планы на который мы все уже давно вынашиваем, то этот вопрос на совещании тоже поднимался. Все присутствующие понимают, что наша коллекция судов – это абсолютно уникальное явление, ведь у нас сейчас есть 5 экспонатов – это настоящие древние памятники судоходству и судостроению с 9 века и по 19-й. Тысячелетняя история освоения Днепра представлена в наших экспонатах. Так что в принципе мы можем сказать, что у нас есть коллекция будущего музея судоходства. Помещения достойного еще нет, но уже заложен первый краеугольный камень в основание самого музея, потому что есть коллекция, которую можно посмотреть. Понятно, что эти экспонаты не должны просто храниться в ангаре. Это должно быть специальное помещение с соответствующими условиями – от освещения до температурно-климатического режима. Музей – это целый комплекс мероприятий для презентации экспоната.

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

-С 2015-го года закрыт на реставрацию Музей истории запорожского казачества. Когда ждать его открытия?

— На совещании все поддержали мнение о том, что в максимально сжатые сроки эта проблема должна быть решена; также нужно определить источники финансирования. Там проблема в аварийности здания, но здание было аварийным не только по кровле, ремонт которой был выполнен, а в реставрации нуждается весь музей.

-В какие же сроки пообещали отреставрировать и открыть музей?

— Это все будет зависеть от принятия Национального проекта по Хортице. В этом году должна быть расписана дорожная карта, в 2017-м  область помогает заповеднику. В бюджет заложена субвенция, в том числе и на проект реконструкции и реэкспозиции музея. Потому что в 2006, к сожалению, сработал только проект реставрации кровли и смотровой площадки, но это не решило проблемы самого музея.

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

-Можно ли говорить о сумме средств, которые будут выделены?

— Думаю, что пока рано об этом говорить, потому что сейчас это была только проработка концепции по поводу того, куда двигаться дальше. Вопрос финансирования будет определен после этого. Пока известно, что областной бюджет порядка 3 млн грн готов выделить в качестве субвенции, а как будет действовать дальше Кабмин – увидим.

Также в этом году также будут выполнены инфраструктурные работы по Запорожской сечи. Сейчас наша задача объединить все источники финансирования – городской, областной и страны. Если все получится, то Хортица как духовный центр Украины заиграет. Сейчас есть политическая воля для развития Хортицы. Я сдержанный оптимист, но, похоже, сейчас все направления по нашему заповеднику совпали. Все люди, с которыми я общался, помогают не словами, а уже и на деле.

«Хортица – это эко и арт, но никак не место для спаивания населения»

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

-Как зимуют сейчас животные?

— Сейчас задача помочь нашим животным перезимовать, сохранить свою популяцию и приумножить ее. У нас есть много уникальных животных, которых мы должны защитить: это и олени, и косули, и орланы-белохвосты, и более мелкие животные. Задача человека не вредить природе, а помогать ей для того, чтобы, гуляя по Хортице, увидеть свободно живущих в дикой природе редких представителей фауны. Однако, к сожалению, не все люди это понимают. Ежегодно мы можем наблюдать случаи варварского отношения человека к природе. Браконьеры зачастую ведут себя вызывающе и зверски, и полиция сейчас не может все проконтролировать. Мы часто натыкаемся на факты браконьерства: петли, капканы, следы охоты. Тем не менее, если есть желание помочь, то можно приносить еду в кормушки, которые организованы на острове для подкормки наших животных зимой (зерно, сухари, овощи).

-Что делать с непрофильными застройками на Хортице?         

— Что касается жилья, которое было построено незаконно, то я считаю, нужно по возможности, не ущемляя права людей, предоставлять им возможности – отселения, материальной компенсации и так далее. Мое мнение такое: все непрофильные объекты на острове должны быть заменены на используемые и полезные. Здесь я имею в виду те же заброшенные базы отдыха и прочие здания, как лагерь «Чайка», «Комсомольская школа». Я категорически против того, чтобы землепользователи, которые имеют заброшенные объекты на Хортице в своем распоряжении, продолжали их держать в таком же состоянии. Это не работает на пользу города. Нужно искать механизм, как заставить собственников расконсервировать и привести в порядок объекты или продать их тем, кто сможет запустить ту же базу или лагерь для детей. Они должны функционировать и украшать Хортицу.

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

-Можно ли решить проблему некрасивой торговли на Хортице, как, например, на Алюминиевском пляже?   

— Это действительно наша большая проблема, которую нужно решать на уровне областной и городской власти. Система неорганизованного отдыха на Хортице, когда целые участки превращаются в пивные ларьки, должна быть приведена в порядок и направлена в культурное русло. Если и вести торговлю на острове, то она должна быть культурной и соответствовать статусу заповедника, а не превращаться в попойку. Задача органов, которые регулируют торговлю, следить за тем, чтобы она гармонизировалась с местом, где она ведется. Хортица – это эко и арт, но никак не место для спаивания населения. Я хочу, пользуясь случаем, обратиться к городской и областной власти для того, чтобы мы решили эту проблему – она должна решаться комплексно. Убежден, что объекты рекреации нельзя превращать в место сплошной попойки.

<strong>Максим Остапенко: появилась политическая воля для развития национального заповедника Хортица</strong>

Ева Миронова

spot_img
Важливо
Схожі новини