Новости Запорожья. Новости политики, общество, криминал

Запорожский «Фаэтон» впечатлил планами (ФОТО)

392

В Запорожье свое пятилетие отметил «Фаэтон» – практически уникальный на территории Украины музей ретроавтомобилей.

В минувшие выходные запорожцы и гости города приходили поздравить сотрудников музея и посмотреть постоянно пополняющуюся коллекцию, как оказалось, не только авто, но и другой техники, бытовых предметов и даже старинных аксессуаров.

Изначально, когда музей создавался, первыми посетителями, конечно, стали друзья и знакомые. Они по доброте душевной начали нести все старые приборы, которые завалялись где-то на чердаках дома – от приемников до фотоаппаратов. Нам кажется, что это тоже интересно. Для сегодняшних школьников, которые приезжают посмотреть выставку, даже не совсем понятно, что такое телевизор с кинескопом из прошлого или фотоаппарат, в котором сразу нельзя посмотреть получившийся кадр, а пленку еще нужно проявить, напечатать – в общем, целый процесс, – рассказал «Мрии» сотрудник музея Семён Исаакович Мушер.

Что касается автомототехники, то здесь представлено более 150 экспонатов мирового автопрома. А начинал «Фаэтон» с одного зала, а сейчас здесь 5 разных залов (общей площадью 3 тыс. кв. метров) – пятый зал тяжелой техники открыли совсем недавно. И, нужно заметить, абсолютно все в музее ретроавто сделаны с умом и сердцем.

Мы постоянно участвуем в фестивалях, выставках, пополняем коллекцию практически еженедельно – развиваемся и не собираемся останавливаться на достигнутом. Да, наши экспонаты – это дорогое удовольствие и нас совершенно не поддерживает государство – у нас нет никаких госдотаций, чему мы очень рады, – отметил сотрудник музея.

В музее есть очень интересный отдельный зал с детскими игрушечными транспортными средствами, где представлено около 50-ти моделей, которым от 50 до 70 лет «от роду».

Мы реставрируем некоторые детали и оставляем исходный вид транспортного средства, чтобы сберечь историческую ценность. У нас есть много действительно интересных экспонатов, которые имеют ценность и с точки зрения эволюции транспорта в целом. Думаю, и сейчас детям интересно будет посмотреть, как это было много лет назад – чем играли и на чем передвигались дети. Сегодня таких машинок уже не делают. Все в основном пластмассовое, а эти машины железные, – рассказал замдиректора музея Вячеслав Зайцев.

К слову сказать, уникальность единственного в Украине музея подобного масштаба еще и в том, что все экспонаты в нем действующие.

В перспективе у нас как минимум три авто, которые скоро должны появиться здесь в зале. Процесс реставрации длительный, конечно, но мы всегда готовы к работе и терпению, – говорит Семён Мушер.

Самые древние экспонаты «Фаэтона» – «Бьюик» 1924-го года и Ford Model A 1927-го года. Впрочем, эксперт развеял миф о ценности экспонатов в данном случае, поскольку однозначных критериев оценки нет, чтобы говорить «вот этот автомобиль самый ценный в музее». Можно оценивать как по «древности», так и по редкости той или иной модели, и по чистоте заводской сборки, где ничего не было тронуто «частной человеческой рукой».

По поводу ценности я бы не стал говорить однозначно. Мы не можем поставить модели на одну планку тот же древний американский «Бьюик» и БМ-13-16 «Катюшу» на шасси автомобиля ЗиС-6, которая осталась одна-единственная действующая машина на сегодня и она стоит здесь у нас. Или сравнивать с ними тот же Studebaker US6, который в огромном количестве был поставлен американцами в годы ВОВ для советской армии, но сейчас в Украине он один именно в таком виде и такой комплектации. Или взять правительственный лимузин VOLVO 264, которых было изготовлено всего 60 единиц в мире… более того, у нас есть авто, которые в своих салонах перевозили знаковые личности. Так что все это ценности, но их нельзя сравнивать. Так что самый древний – это еще не самый ценный. У меня есть свой критерий: для меня имеет значение максимальная заводская комплектация ретроавто и реставрация в состоянии конвейера, – заключил Семён Мушер.

Отметим, что изначально «Фаэтон» создавался как музей ВОВ, но более чем замечательно, что сотрудники музея на этой узкой идее не остановились.

Автор: Ева Миронова, фото автора.