Геннадий ФУКС: «Городу нужны инвестиции. И в первую очередь — в сферу ЖКХ»

— Геннадий Григорьевич, уже год в Запорожье работает новая власть. Расскажите, пожалуйста, о развитии инвестиционного поля в городе при нынешней власти. Насколько оно отличается от того, что было при предыдущей каденции?
— Предыдущая каденция находилась под давлением «золотого офиса». Те условия, которые создавались в комиссиях и городским советом в тот период, не только не помогали, но и формировали немало проблем для работающего бизнеса. В данный момент я напротив вижу качественные изменения в работе депутатов городского совета, которые ориентируют свою деятельность на создание комфортного бизнес-климата в Запорожье, но мы только в начале этого пути.
— С какими основными проблемами уже успели столкнуться?
— С недоработанной законодательной базой, которая не полностью отражает регулирование отношений между бизнесом и властью, с разным пониманием депутатов влияния тенденций в экономике, принимаемыми решениями горсовета по регуляторной политике и, то, как это отражается на комфортности ведения бизнеса в городе.
— Проблема недопонимания, о которой вы упомянули, заметна не только в этом вопросе. На ваш взгляд, есть ли какое-то «лекарство» от этого?
— Я считаю, что нужно разрабатывать четкую долгосрочную концепцию по изменению условий работы бизнеса в городе. Для того чтобы бизнесу было по-настоящему комфортно и интересно работать в Запорожье, нужно качественно преобразовать и пересмотреть программы по развитию предпринимательства и отразить их в отдельных решениях городского совета, изменив нормы, принятые в прошлые годы.
Естественно, нужно принимать генеральный план города в новых границах, сделать зонирование, возобновить аукционы, создать реальный первичный рынок земли, и тогда мы увидим инвестиции в городе.
Следующим шагом должна быть пересмотрена нормативно-денежная оценка земли, которая будет соответствовать рыночной стоимости и показателям экономики сегодняшнего дня. Мы работаем над этим проектом, и он должен быть принят в первом полугодии 2017 года. В следующем году должна быть разработана новая программа природоохранных мероприятий.
Без качественного изменения экологической обстановки города мы не можем рассчитывать на создание условий для инвестиций. Мы понимаем, что ни туризм, ни IT-сфера в такой экологической ситуации просто не будут работать. Одним из первых шагов был разработан проект по снижению ставки паевого участия до 1% на все виды капитального строительства (налог на инвестиции строящихся объектов). Данное действие способствует максимальному снижению коррупционной составляющей. После этого мы сможем увидеть новые стройплощадки, рабочие места, рост зарплат и новые инвестиционные проекты.
— Расскажите, пожалуйста, какие действия предпринимались вами для создания и улучшения условий инвестиционного климата города?
 — Перед нашей комиссией по вопросам регуляторной политики, развития предпринимательства, торговли, услуг и защиты прав потребителей, председателем которой я являюсь, стоит первоочередная задача — направить все усилия на создание комфортных условий для развития бизнеса в Запорожье.
Мы создали рабочую группу по изменению правил установки временных сооружений. Очень много времени ушло на то, чтобы довести до идеала все решения этой группы, но, к сожалению, на предыдущей сессии решение было принято поспешно и с
нарушениями как самой процедуры, так и сути принятого решения.
— Ваши решения поддерживались другими депутатами?
— Не все, но дорогу осилит идущий. Например, с третьей попытки было принято решение с текстом обращения «на Киев» по экологической децентрализации, в котором прописана передача полномочий по разрешениям на выброс местным советам. Что же касается принятия решения по демонополизации сферы ЖКХ и создания рынка жилых домов, то для этого решения не хватило лишь 3-х голосов, но я надеюсь, что на декабрьской сессии это решение будет принято.
— Как вы думаете, почему за этот вопрос не проголосовали на этой сессии?
— Считаю, что нежелание поддержать решение о демонополизации рынка управления ЖКХ кроется в том, что исполнительной власти нужно сохранить монополиста как административный ресурс до следующих выборов. Таким образом сохранив контроль над коммунальными платежами по обслуживанию жилого фонда города Запорожья, этот финансовый ресурс останется в рамках их влияния.
— Что стоит на пути инвесторов в Запорожье и область?
— У нас есть много проблем в части создания комфортного инвестиционного бизнес-климата. Первая – близость зоны АТО, это значительные риски для инвесторов, поэтому они предпочитают инвестировать по правую сторону Днепра.
Вторая – высокий уровень преступности, рейдерские захваты, несамостоятельные суды.
Во многих сферах государственных органов есть злоупотребления полномочиями, отношения к бизнесу как к «дойной корове», земельная политика, обеспеченность инфраструктуры, «причуды» монополистов, существенно тормозящих инвестиционный рынок. Различные органы власти должны создавать условия для бизнеса, а не создавать ему проблемы. Малый и средний бизнес должен стать основой роста экономики.
— Предпринимаются ли какие-то действия, чтоб хоть что-то из перечисленного ами исправить? Разрабатываются ли в горсовете программы, способные улучшить инвестклимат Запорожья и сделать его благоприятным?
— Несомненно. Они разрабатываются постоянно. Сейчас идет работа над созданием двух программ, которые будут определять стратегию развития Запорожья. Очень активно, но, к сожалению, очень долго, идет обсуждение вопроса о запуске конкурса на мусоросжигающий завод, который не только решит проблему утилизации мусора, но сможет дать нам в итоге еще и горячую воду, тепло и электроэнергию.
Этот проект нужно запускать как можно быстрее. Хотелось бы, кстати, покритиковать исполнительную власть за то, что такие проекты обсуждаются и запускаются не публично,а без конкурсов, без оглашения на сайте мэрии. Такой подход существенно тормозит эффективность и сроки привлечения инвестиций, в первую очередь для решения жизненно важных для города проектов.
— Сейчас в городском совете уже началось обсуждение бюджета на 2017 год. От его принятия также зависит инвестиционный климат. Как на данный момент складывается обстановка? Есть ли какие-то потенциальные позитивные изменения?
 — Принятие бюджета не только влияет на инвестиционный климат, сам бюджет становится хорошей качественной инвестицией. А нашему городу они нужны. И в первую очередь они нужны в сфере ЖКХ. И с точки зрения бюджета будущий год должен стать именно годом инвестиций в ЖКХ.
Сейчас ситуация складывается так, что на капремонты жилищного фонда город хочет выделить всего 450 миллионов. Из них  лишь 32 миллиона — на ремонт домов с ОСМД, а остальное — на дома, управителем которых является монополист «Наш город». Очевидно, что этих денег не хватит на многоквартирные объединения. А по закону ведь город может передавать дома в частную собственность только с капремонтом. Наша фракция «Батькивщина» подала альтернативный вариант перераспределения средств, чтоб их можно было инвестировать в капремонты и сферу ЖКХ, и в первую очередь на капремонты вновь созданных ОСББ.
Сумма на капремонты жилого фонда в 2017 должна быть не меньше 1 млрд гривен, в том числе инвестиции в жилой фонд ОСББ на уровне 300 млн гривен.
— В чем альтернатива заключается? Предлагаете новый источник дохода?
— Не совсем. Мы предлагаем перераспределить уже заложенные в бюджете деньги. В частности, сейчас на программу «Безопасный город» заложили порядка 150 миллионов. Мы предлагаем оставить около 30, их реализовать и посмотреть на программу в тестовом режиме. Потому что нет смысла так сразу направлять такие средства на подобную инициативу.
Еще одной программой, затраты на которую можно сократить, стало финансирование строительства терминала в аэропорту. Зачем тратить 180 миллионов, которые заложены на него, когда его можно превратить в инвестиционную площадку? Какую-то часть, те же 30 миллионов, оставить финансировать из городского бюджета, а остальные средства получить от привлеченных инвесторов либо государственного бюджета.
— По вашему мнению, насколько нашему городу нужны инвестиции непосредственно в сферу жилищно-коммунального хозяйства? Что это может дать в дальнейшем?
— От объема инвестиций в ту или иную сферу зависит очень многое: от экономического роста до создания новых предприятий и рабочих мест. Инвестиции в сферу ЖКХ — это звено цепи от энергосбережения до прямого влияния на тарифы. Именно привлечение на конкурентной основе обслуживающих компаний сможет открыть новые возможности для инвестирования в ЖКХ.
В городе нужно создать ещё и рынок поставщиков теплоносителей, поставляющих вторичное тепло от промпредприятий и частных котелен, используя теплосети только для транзита тепла, активно снижая объёмы потребления природного газа и снижая стоимость тепла.
— Каким вы видите инвестиционное будущее Запорожья? Есть ли у нас перспективы?
— Я точно уверен в том, что не только наш город, но и вся наша область хорошая основа для привлечения значительных инвестиций в различных отраслях. В первую очередь инвестиции должны поступить в сельское хозяйство, машиностроение, альтернативную энергетику.
Для решения проблем ЖКХ с теплоснабжением очень важно использование и привлечение инвестиций в различные направления этой сферы, то есть инвестиции в энергосбережение. Также имеет большое значение следующий момент, чтобы сами люди помнили — от них тоже зависит немало. От их инициатив, которые выражаются при объединении в ОСББ. Ведь после объединения в общественные организации умножается ресурс и зависит многое.
Нужно создавать общественное давление на своих депутатов различного уровня, чтобы они более активно меняли эту ситуацию. От гражданской позиции народа и настойчивости давления на депутатов зависят решения городского совета и Верховной Рады Украины.
Беседовала Ярина ГЕРАЩЕНКО.
spot_img
Важливо
Схожі новини