— Геннадий Григорьевич, уже год в Запорожье работает новая власть. Расскажите, пожалуйста, о развитии инвестиционного поля в городе при нынешней власти. Насколько оно отличается от того, что было при предыдущей каденции?
— Предыдущая каденция находилась под давлением «золотого офиса». Те условия, которые создавались в комиссиях и городским советом в тот период, не только не помогали, но и формировали немало проблем для работающего бизнеса. В данный момент я напротив вижу качественные изменения в работе депутатов городского совета, которые ориентируют свою деятельность на создание комфортного бизнес-климата в Запорожье, но мы только в начале этого пути.
— С какими основными проблемами уже успели столкнуться?
— С недоработанной законодательной базой, которая не полностью отражает регулирование отношений между бизнесом и властью, с разным пониманием депутатов влияния тенденций в экономике, принимаемыми решениями горсовета по регуляторной политике и, то, как это отражается на комфортности ведения бизнеса в городе.
— Проблема недопонимания, о которой вы упомянули, заметна не только в этом вопросе. На ваш взгляд, есть ли какое-то «лекарство» от этого?
— Я считаю, что нужно разрабатывать четкую долгосрочную концепцию по изменению условий работы бизнеса в городе. Для того чтобы бизнесу было по-настоящему комфортно и интересно работать в Запорожье, нужно качественно преобразовать и пересмотреть программы по развитию предпринимательства и отразить их в отдельных решениях городского совета, изменив нормы, принятые в прошлые годы.
Естественно, нужно принимать генеральный план города в новых границах, сделать зонирование, возобновить аукционы, создать реальный первичный рынок земли, и тогда мы увидим инвестиции в городе.
Следующим шагом должна быть пересмотрена нормативно-денежная оценка земли, которая будет соответствовать рыночной стоимости и показателям экономики сегодняшнего дня. Мы работаем над этим проектом, и он должен быть принят в первом полугодии 2017 года. В следующем году должна быть разработана новая программа природоохранных мероприятий.
Без качественного изменения экологической обстановки города мы не можем рассчитывать на создание условий для инвестиций. Мы понимаем, что ни туризм, ни IT-сфера в такой экологической ситуации просто не будут работать. Одним из первых шагов был разработан проект по снижению ставки паевого участия до 1% на все виды капитального строительства (налог на инвестиции строящихся объектов). Данное действие способствует максимальному снижению коррупционной составляющей. После этого мы сможем увидеть новые стройплощадки, рабочие места, рост зарплат и новые инвестиционные проекты.
— Расскажите, пожалуйста, какие действия предпринимались вами для создания и улучшения условий инвестиционного климата города?
— Перед нашей комиссией по вопросам регуляторной политики, развития предпринимательства, торговли, услуг и защиты прав потребителей, председателем которой я являюсь, стоит первоочередная задача — направить все усилия на создание комфортных условий для развития бизнеса в Запорожье.
Мы создали рабочую группу по изменению правил установки временных сооружений. Очень много времени ушло на то, чтобы довести до идеала все решения этой группы, но, к сожалению, на предыдущей сессии решение было принято поспешно и с
нарушениями как самой процедуры, так и сути принятого решения.
— Ваши решения поддерживались другими депутатами?
— Не все, но дорогу осилит идущий. Например, с третьей попытки было принято решение с текстом обращения «на Киев» по экологической децентрализации, в котором прописана передача полномочий по разрешениям на выброс местным советам. Что же касается принятия решения по демонополизации сферы ЖКХ и создания рынка жилых домов, то для этого решения не хватило лишь 3-х голосов, но я надеюсь, что на декабрьской сессии это решение будет принято.
— Как вы думаете, почему за этот вопрос не проголосовали на этой сессии?
— Считаю, что нежелание поддержать решение о демонополизации рынка управления ЖКХ кроется в том, что исполнительной власти нужно сохранить монополиста как административный ресурс до следующих выборов. Таким образом сохранив контроль над коммунальными платежами по обслуживанию жилого фонда города Запорожья, этот финансовый ресурс останется в рамках их влияния.
— Что стоит на пути инвесторов в Запорожье и область?
— У нас есть много проблем в части создания комфортного инвестиционного бизнес-климата. Первая – близость зоны АТО, это значительные риски для инвесторов, поэтому они предпочитают инвестировать по правую сторону Днепра.
Вторая – высокий уровень преступности, рейдерские захваты, несамостоятельные суды.
Во многих сферах государственных органов есть злоупотребления полномочиями, отношения к бизнесу как к «дойной корове», земельная политика, обеспеченность инфраструктуры, «причуды» монополистов, существенно тормозящих инвестиционный рынок. Различные органы власти должны создавать условия для бизнеса, а не создавать ему проблемы. Малый и средний бизнес должен стать основой роста экономики.
— Предпринимаются ли какие-то действия, чтоб хоть что-то из перечисленного ами исправить? Разрабатываются ли в горсовете программы, способные улучшить инвестклимат Запорожья и сделать его благоприятным?
— Несомненно. Они разрабатываются постоянно. Сейчас идет работа над созданием двух программ, которые будут определять стратегию развития Запорожья. Очень активно, но, к сожалению, очень долго, идет обсуждение вопроса о запуске конкурса на мусоросжигающий завод, который не только решит проблему утилизации мусора, но сможет дать нам в итоге еще и горячую воду, тепло и электроэнергию.
Этот проект нужно запускать как можно быстрее. Хотелось бы, кстати, покритиковать исполнительную власть за то, что такие проекты обсуждаются и запускаются не публично,а без конкурсов, без оглашения на сайте мэрии. Такой подход существенно тормозит эффективность и сроки привлечения инвестиций, в первую очередь для решения жизненно важных для города проектов.