Запорожский патрульный: «Хочется верить, что когда в апреле мы будем отмечать годовщину создания патрульной полиции, большинство проблем устранится»

Сверхурочная работа, подкрашенная житомирская форма, которой не хватает, и план на смену – как оказалось, за ширмой реформы МВД кроется немало проблем, о многих из которых принято молчать.

Иван (имя изменено) обратился за помощью в СМИ, когда понял, что ждать ее больше неоткуда: в патрульной полиции, где он работает, за такое штрафуют, а многие коллеги боятся высовываться, чтобы не уволили.

Мы планировали поговорить об одной проблеме – урезанных зарплатах, но в ходе общения выяснилось, что их намного больше.

Обучение, за которое приходится платить из своего кармана

  – Что подтолкнуло обратиться к журналистам?

– Недавно я вернулся из обучения в Днепре, где пробыл две недели, и когда получил зарплату, обалдел, потому что сняли 2000 гривен. В отделе кадров говорят, что такая ситуация сложилась по всей Украине и чтобы мы вообще возврата денег не ждали. В Киеве посчитали, что мы были не в командировке, а ездили по своим делам, например, сессию сдавали в институте.

– Такая ситуация впервые сложилась?

– До этого было три захода таких же двухнедельных в Херсон и тем, кто ездил в последний, тоже высчитали из зарплаты задним числом по несколько тысяч гривен. Плюс ко всему люди жили за свой счет, поскольку все затраты с командировочными обещали оплатить со следующей зарплаты. И вот ребята ждут безуспешно последние полтора месяца.

– Скольким патрульным выплатили зарплату меньше положенной?

– С каждой роты (всего их 12 прим. автора) отправляли по несколько человек. Вот уже 120 моих коллег получили меньше. На очереди еще 20, которых отправляют на обучение, но уже просто не хотят после случившегося. Такое ощущение, что мы не на обучение ездили, а гулять.

– Вы начальству жаловались?

– Наш комбат сказал на одном из последних построений, что мы не имеем права митинговать. Никто не думал, что может сложиться подобная ситуация, поэтому и не фотографировали документы, направления. Есть только сертификаты о том, что мы курс прошли.

О работе по 17 часов

 – Какие еще существуют проблемы на сегодняшний день?

– Одна из главных – переработки. График нашей работы выглядит следующим образом: две дневные смены, две ночные и два выходных.

Но из-за того ,что работа не налажена, часто выходит больше 12 часов. Мы дежурим с 8.00 до 20.00 или с 20.00 до 8.00 , если ночная. И, допустим, авария произошла в 8.00. На нее отправят патрульных с предыдущей смены. Прибавьте еще несколько часов на оформление, потом нужно сдать оружие и так далее.

В итоге все эти разбитые «Приусы» – результат банальной усталости. Коллега рассказывал, что ехал после 17 часов работы и просто начал засыпать, если бы напарница не толкнула, врезались бы куда-нибудь.

– А за разбитые машины кто платит?

– Они все стоят у нас на специальной площадке. Если повреждения несерьезные: кто-то зацепил или колесо пробило, то мы чиним служебные авто за свои деньги. Причем в нашей мастерской обходится дороже, чем у частников, но ты сам выбираешь, где ремонтировать.

– Вы говорите о том, что часто смена длится дольше положенного. За это доплачивают?

– Нет, конечно, по планшету смена закрывается в положенное время: в 8 утра или 8 вечера.

– Всю смену вы проводите, грубо говоря, на ногах?

– По уставу нам нельзя останавливаться, чтобы подремать, даже на полчаса. Если это увидит отдел мониторинга, то сразу же выезжает и штрафует. У них на планшете отображается, если экипаж долго стоит на одном месте. Нам говорят: если хотите отдохнуть, вставайте из-за руля и патрулируйте дворы.

– Отдыхать успеваете за два дня?

– С этим тоже отдельный разговор. Не сама переработка даже суть, так нас еще и на выходных дергают на непонятные усиления. С каждой смены с выходного вызывают по 8 человек на регулирование движения по мостам, хотя можно было направить по одному экипажу с рабочей смены.

Вообще по инструкции должна быть весомая причина, которой нет. После жалоб усиления отменили только в субботу и воскресенье, а в остальные дни всех продолжают выдергивать.

В итоге с 9.00 до 11.00 приходится дежурить в свой выходной, потом выписывать постановления и снова вечером дежурить. Подобное длится уже несколько последних месяцев. А раньше на усиления вызывали только если праздник какой-то или президент приезжает.

О дефиците формы

– В рамках реформы патрульной полиции обещали не только высокие зарплаты, но и новую американскую форму. Как дела обстоят с обеспечением?

– Вместо формы 5.11 американского образца всему нашему подразделению выдали житомирскую. В итоге она выгорела через месяц. Вместо того чтобы поменять, всю партию централизованно отправили на фабрику и подкрасили.

Зимних курток с перчатками сейчас нет, да и летнюю обувь не выдали. Только берцы, но они демисезонные больше и на зиму не подходят. Кто-то сам покупает или шьет форму, я принципиально этого не делаю и хожу в том, что дают. У вышестоящего начальства один ответ: ваши коллеги вон купили, почему вы не можете?

О плане на админпротоколы

– Раньше ГАИшники рассказывали о том, что перед ними ставят план: за смену нужно было на штрафах заработать определенную сумму. Как сейчас с этим обстоят дела?

– Если смена прошла спокойно без убийств или грабежей, в нормальном государстве полицейских бы похвалили, а в нашем ругают. Существует даже фраза специальная: «Приехали пустыми». Да, нас ругают, мол, даже не окупили бензин и свою зарплату, зря съездили. Получается, что в скорой тоже нужно лекарствами приторговывать, чтобы смену окупить.

Но в Днепре дела еще хуже обстоят: там вообще в управление не пускают даже, если за смену патрульные не составили хотя бы 5 протоколов об админнарушениях.

Но мы же не всегда штрафуем, бывает и отпускаем водителей с предупреждениями, если видим, что человек нормальный или честно признался, что нарушил.

А тех, кто, допустим, выпивает в общественных местах, вообще крайне проблематично привлечь к ответственности, поскольку паспортного контроля у нас нет и люди не носят с собой документов.

Старшие же нам постоянно говорят, что раз мы никого не наказываем, значит, просто плохо смотрим по сторонам.

Об отношениях с начальством

– Есть глава патрульной полиции. Как строится иерархия дальше?

– Есть 12 рот по 30 человек. Над каждой есть ротный, которыми командует комбат. Да, конечно, пытались жаловаться, но ответ практически всегда один: вы знали куда идете или вы достаточно получаете.

Многие из нас пришли с гражданки, но такое ощущение, что вышестоящее начальство уже успело влиться в систему.

Кто много жалуется, того штрафуют и лишают премии, да и работу никто терять не хочет. Да и если ты попал в немилость, то не жди отпуска летом, а смену будешь сдавать позже остальных, а это полтора дополнительных часа ожидания.

– Можно ли пожаловаться напрямую Роману Пилипенко? (глава патрульной полиции Запорожья (прим.авт)?

– Это все равно, что прыгнуть через две головы – ротного и комбата. Одна из моих коллег пожаловалась на издевательства, в итоге ее выжили постоянными издевками – перевелась.

– Как вообще Роман Пилипенко относится к подчиненным?

– Напрямую мы редко сталкиваемся, но обычно приветливый, всем жмет руку. А однажды даже открыл нам дверь кабинета с чашкой кофе в руках и по-домашнему. Он же в нем и живет, кстати. Читал, что из-за большого объема работы.

О мыслях уволиться

– Учитывая все вышесказанное, были мысли об увольнении или переводе?

– Если честно, об увольнении думают 25-30%. У меня такие мысли тоже были, в основном из-за отношения. Девушек, которых изначально набирали, почти не осталось. А про перевод вообще думать не приходится, нам отвечают: мы что вас зря учили, деньги тратили. Как рабы какие-то. Единственный выход разве что попросить Пилипенко напрямую.

Но пока я в строю. Жду, что все-таки что-то изменится.

О коррупции

– Недавно разгорелся скандал: двух ваших коллег задержали на взятке. Нарушители часто деньги предлагают?

– Больше всего я вижу людей в своей роте. Так вот мыслей о коррупции у нас нет, мы же в основном все пришли с гражданки с целью что-то изменить в лучшую сторону в нашей стране. И это действительно не пустые слова. Зачем терять зарплату в 8 тысяч, стабильную, ради разовых денег, причем не очень больших.

Что касается денег, то да, бывало, но больше угрожают. Недавно остановили даму на Porsсhe Cayеnne в районе  рынка «Анголенко»: хотела поесть и заблокировала проезд общественному транспорту, так вот грозилась тем, что ее муж какой-то прокурор и нас всех уволят.

Но мы подчиняемся Киеву, поэтому смело наказываем всех, кто нарушил, несмотря на угрозы.

О сложностях отбора

– Конкурс был сумасшедший на первом отборе. Тяжело было попасть в ряды патрульной полиции?

– Мне лично нет. Несмотря на то что я до этого работал в банке. Мы сдавали отжимания 25 раз и бег. Самое сложное, наверное, было личное собеседование, поскольку там во многом все базировалось на личной симпатии.

– Какие у вас были вопросы?

– Например, как я поступлю, если на нас с девушкой нападут. Сказал, что буду защищать до последнего. Или как я отнесусь, если моим руководителем будет женщина.

– Какие-то легкие вопросы…

– Это у меня так. У некоторых спрашивали об отношении к политической обстановке в стране. Один из кандидатов на вопрос о том, как вы относитесь к «ДНР», ответил: положительно.

Хочется верить, что когда в апреле мы будем отмечать годовщину создания патрульной полиции, большинство описанных проблем устранится (а если повезет, даже все), ведь реформа МВД – это то, чего практически каждый из нас ждал. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует рост доверия к новым патрульным.

P.S После того, как у меня закончились вопросы, мой собеседник вызывается меня проводить. Прощаемся мы только у подъезда после того, как он убедился, что я дошла до дома в целости.

Автор: журналист сайта Форпост. 

spot_img
Важливо
Схожі новини