Реформы в бюрократическом аду

Толпа разъяренных людей, духота и злые сотрудники. Такую картину наблюдать в паспортных столах можно регулярно. Однако с апреля текущего года привычная ситуация усугубилась. По решению Кабинета министров Украины изменились правила регистрации места жительства граждан. Подробнее в новых условиях разбирался журналист информационного портала «ГОЛОС».

В марте 2016 года Кабмин принял закон «Про утверждение правил регистрации места проживания и Порядок передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр». Кроме этого министры в рамках проведения децентрализации приняли новое постановление об изменении в работе мест регистрации. Что это все значит?

Прежде всего стоит отметить, что теперь абсолютно все процессы в сфере регистрации места жительства фиксируются в местных органах. С апреля 2016 года Государственная миграционная служба не является тем ведомством, которое проводит регистрацию граждан и вносит в нее изменения. Отныне это делают в местных отделениях регистрационных услуг.

Кроме этого порядок регистрации изменили в принципе и в разы его ужесточили. Так, постановление Кабмина предусматривает, что граждане, которые выехали из населенного  пункта   более чем на месяц, обязаны пройти регистрацию по новому месту проживания. Постановление обходит стороной только тех лиц, которые находятся на новом месте в командировке или отпуске. Остальные в обязательном порядке должны зарегистрировать новое место жительства. И не имеет значения собственное оно или арендованное. Переехал – уведомь об этом государство. Такая-то свобода и право распоряжаться собственной жизнью. А тех, кто регистрацию нового жилья не пройдет, будут штрафовать. Контролеры будут  взимать от 17 до 51 гривны каждый раз, когда  словят  человека «не на месте». Как именно будет осуществляться отлов злостных нарушителей закона – пока неизвестно.

Однако  понятно, что несмотря на все изменения в законодательстве, связываться с паспортными столами и органами регистрации места жительства до сих пор не хочется. Ведь процветание бюрократической системы все еще неотъемлемая часть повседневности.

Так, процессы регистрации новых людей на жилой площади занимают у горожан уйму времени, сил и нервов. А у паспортистов – массу чернила и бумаги. Ведь для того чтоб прописать ребенка по месту жительства, необходимо прийти в паспортный стол с пакетом документов, среди которых несколько справок о составе семьи, свидетельствами о рождении и подобными бумагами. Наряду с этим необходимо завести еще один пакет документов, среди которых  по три копии заявлений четырех видов, несколько справок. Особое внимание тут стоит уделить моменту заполнения всех этих бланков, заявлений и справок. К тому, как заполнена форма, сотрудники учреждений относятся очень серьезно.

И прогулки по отделениям коммунальных предприятий и учреждений с десятками бумажек неизбежны не только для тех, кто прописывается или выписывается с жилплощади. Для замены или восстановления паспорта схема такая же.

На личном опыте: процесс замены паспорта в связи с замужеством и сменой фамилии. В паспортный стол приходила, благо, всего один раз. Однако там провела порядка двух с половиной часов. За это время удалось три раза перезаполнить несколько форм и бланков. В общей сложности паспортистка получила в руки 9 (девять!) бумажек с различными заявлениями и справками. На этом приключения не закончились. Ведь после паспортного стола необходимо было заверенные документы  предоставить в миграционную службу. Тут вручили еще парочку заявлений и заставили идти платить штраф за просрочку  подачи документов на, собственно, замену паспорта.

Волокита с оформлением и сбором  документов продлилась порядка четырех часов. «Все, это все документы. Через месяц приходите, забирайте», — сообщил сотрудник службы. Конечно, паспорт я получила не через 30 дней, а через 10. Однако стоила такая «срочность» 400 гривен.

Подводя итог всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что имитация бурной деятельности хуже бездеятельности в принципе. Ведь реформы, проводимые в подобных сферах, которые должны улучшать жизнь и работу граждан, делают только хуже. И, казалось бы, что-то же делается, в какую-то же сторону это двигается, оно же не стоит. Но в результате получается, что двигается оно в какую-то совсем не ту сторону. И в век технического прогресса, безудержного развития технологий мы до сих пор от руки заполняем по три копии одного и того же заявления. И тогда, когда бюрократия должна вымирать из-за отсутствия необходимого для этого понятия количества бумаг, ее, кажется, специально подкармливают и развивают. И в конечном счете все приходит к тому, что работа во благо общества его же и калечит.

spot_img
Важливо
Схожі новини