22 ноября День рождения автомобилей «Запорожец» – марки советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся с 1960 года заводом «Коммунар» (позднее – Запорожский автомобильный завод, или АвтоЗАЗ).
Как передает «Запорожье. Комментарии», об этом пишет drive2.ru.
Первым в линейке этой украинской марки появился «Горбатый» – ЗАЗ-965.
Стоил первый народный «Запорожец» 1200 рублей, и в стране, где автомобилей практически не было вообще, за «Запорожцами» стояли огромные очереди.
По заданию партии народный автомобиль начали разрабатывать в Москве, взяв за основу популярный в Европе дешевый Fiat 600 конструктора Данте Джакозы.
На заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) появилась опытная заднемоторная микролитражка «444».
Первый ее образец появился еще в 1957 году, а второй – в 1958-м.
Советский автомобиль получил большие 13-дюймовые колеса против 12-дюймовых у итальянца и увеличенный клиренс.
А вот двигатель у нас использовали свой – вариант двухцилиндрового мотоциклетного движка Ирбитского завода мощностью всего 17,5 л.с.
Своего двигателя, подобного итальянскому четырехцилиндровому жидкостного охлаждения, у нас не было.
В 1959 году уже для будущего «Запорожца» были изготовлены два опытных четырехцилиндровых мотора воздушного охлаждения – оппозитник ЗАЗ-965Г и V-образный агрегат ЗАЗ-965В.
Первую партию серийных машин завод собрал 22 ноября 1960 года и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».
Под маркой «Запорожец» (экспортный бренд — Yalta) с 1960 по 1969 год произвели 322 106 единиц «горбатых» ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А.
Последний отличался более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 куб. см.
Его отличали также новое рулевое колесо, подфарники в крыльях, декоративный молдинг вдоль боковины кузова, хромированная декоративная решетка радиатора.
Позже появились другие модели «Запорожцев», архаичные по своей конструкции, но дешевые и более доступные, чем «Жигули».
В отсутствие конкуренции и при постоянных очередях на «Запорожцы» вплоть до развала СССР тратить деньги на совершенствование конструкции машин не имело особого смысла.
Поэтому в производстве оставались сначала ЗАЗ-968А, известный как «ушастый», а затем его модификация ЗАЗ-968М.
На бумаге еще в семидесятых годах у завода появились разработки перспективных переднеприводных автомобилей, но вот запустить в серию ЗАЗ-1102 «Таврия» удалось только в 1987 году.