Скрипки, бандуры, окарины, цимбалы, трембиты, сопилки, дуды, басоли, свистульки, кукушки, дрымбы, колокольчики даже тазы и терки… всего не перечислить. В уникальной коллекции львовского музыковеда Любомира Кушлыка более 700 инструментов и все они прекрасны! Около 500 из них можно увидеть, – а некоторые даже опробовать – в Запорожском областном краеведческом музее. Здесь же организаторы (отдельное им спасибо) представили экспонаты первого украинского Музея музыкальных инструментов «БарабанЗА» (Запорожье), передает «Мрия».
– Эта выставка, как и все остальное, началась с мечты. У нас была мечта создать Музей истории музыкальных инструментов, но вначале мы открыли запорожский барабанный клуб «БарабанЗА». Коллекция барабанов у нас росла и расширялась – соответственно, развивалась идея создать музей. Я занимался изучением дрымбы и варганов и в одном из документальных фильмов о дрымбе узнал, что у нас есть такой большой коллекционер Любомир Кушлык, захотел с ним познакомиться и пригласить к нам. Мы попали во Львове на его выставку, познакомились, и с тех пор у нас завязалась дружба, в то же время я учусь у Любомира, перенимаю опыт, – рассказал нам организатор выставки Денис Васильев.
Началом своей коллекции Любомир Кушлык называет 1991-й год. С тех пор она (коллекция) ежегодно ширится и пополняется по большей части украинскими народными инструментами, но не только. Например, музыканту в свое время достался ритуальный музыкальный инструмент индийских лам – невероятно красивая, как внешне, так и внутренне – совершенно магическая по звучанию белая океанская раковина; в коллекции есть и армянская кеманча, и индийский готам и другие этноинструменты.
– Я коренной львовянин. Коллекционирую украинские народные музыкальные инструменты. Среди них есть уникальные трембиты, роги, цимбалы, дрымбы и другие. Системно коллекцию я начал собирать в 1991 году, когда у нас в консерватории открыли кафедру музыкальной фольклористики. Мне было очень приятно показать студентам возможности игры на таких инструментах. В свое время отец научил меня играть на дрымбе. После я окончил музыкальную школу по классу фортепиано и поступил в музыкальное училище на теоретическое отделение. Затем учился во Львовской консерватории, теперь она называется Национальная музыкальная Академия имени Лысенко, – рассказывает о себе автор коллекции.
Инструменты, представленные на выставке, на самом деле народные и выполненные в единственном экземпляре – зачастую вручную. Периодизацию их трудно сформулировать узко – от Трипольской культуры до сегодняшних дней.
– Здесь есть точная копия древней сопилки, которой более 40 тыс. лет. Представлены старинные скрипки начала прошлого столетия и цимбалы ручной работы. Некоторые из них кривые – их делали без чертежей, а просто, как получалось – по наитию. Каждый инструмент сделан в единственном экземпляре, то есть другого такого нет. Кстати, инструменты из нашей коллекции Музея истории инструментов тоже практически каждый был сделан по индивидуальному заказу – от ударных до струнных. Они уже современные, – отметил Денис Васильев.
Сегодня далеко не каждый станет играть на подручных средствах вроде бытовых предметов, в отличие от наших предков. Согласитесь, теки, тазы, посохи, плети… в экспозиции музыкальных инструментов выглядят довольно странно, если не учитывать фактор народности, конечно. Однако, попробовав разок извлечь из них звук, вам захочется сделать это снова и снова, потому как эти звуки имеют особенный «немузыкальный» смысл.
– Мы очень недооцениваем народную психологию и мышление народа древних времен: они не просто играли на каких-то вещах, которые звенели и издавали звук – у них первичное было даже не звуковое понимание инструмента, а какое-то «навечное», обереговое, символическое, – говорит Любомир Кушлык.
Открыла коллекцию Любомира Кушлыка его первая трембита.
И о ней, музыковед и мультиинструменталист, освоивший самостоятельно более 40-ка инструментов, может рассказать многое – от специфики звучания разных трембит до технологии изготовления.
– Изготавливают трембиты из ели. Существует поверье, что лучше всего делать трембиту из той ели, в которую ударила молния. У меня есть трембита гроза. Но я не чувствую большой разницы по сравнению со звучанием других трембит. Некоторые мастера считают, что делать трембиты лучшее из того дерева, которое росло у водопада, там равномерно распределяется влажность.
Методика изготовления трембит такова: срезают дерево, сушат, затем держат несколько лет в доме, где оно досушивается, и только тогда берутся за изготовление музыкального инструмента. Сначала обтесывают топором внешнюю часть, то есть придают форму, затем осторожно раскалывают пополам (лучше не распиливать, а раскалывать), и осторожно стругами выбирают середину. Тогда две половинки склеивают вместе. Гуцулы обивают эти частицы берестяной корой, а бойки – берестяной корой или деревянными кольцами, – рассказывает львовский музыковед.
Отметим, что экспозиция в краеведческом музее будет открыта до 20 декабря. Здесь же по субботам можно поучаствовать в интерактивных лекциях и интересных мастер-классах от клуба «БарабанЗА».