Новости Запорожья. Новости политики, общество, криминал

Геннадий Фукс: «В Запорожье продолжают реанимировать совковую систему ЖКХ»

700

Реформа ЖКХ в городе «застряла», а в «Заводской коалиции» пытаются аккуратно и правильно наступить на те же коммунальные грабли. Продолжает работать та же структура, которая ничем принципиально не отличается от старой. И точно так же городская и центральная власть отказываются брать на себя ответственность за формирование коммунальных тарифов. Проще говоря, в городе продолжают строить совковую систему ЖКХ.

Немаловажной проблемой является сохранение монополизации в сфере ЖКХ. Очевидное отсутствие конкурсной основы не дает системе развиваться. А меж тем во многих городах Украины благодаря конкурсной основе система ЖКХ уже работает, что способствует развитию сферы и привлечению в неё инвестиций.

В Запорожье же подобные реформы не приветствуются, и городская власть не может себе позволить принять предложения, которые могли бы перевернуть ситуацию с ног на голову. И это даже при том, что состав городского совета сейчас более качественный и независимый. Однако партийная дисциплина и профзависимость накладывают свои отпечатки на результаты голосований. 

О развитии системы ЖКХ в нашем городе и нюансах строительства нового рынка услуг журналист «ГОЛОСА» узнавал в ходе эксклюзивного интервью у депутата городского совета VII созыва Геннадия Фукса.

– Геннадий Григорьевич, здравствуйте. Спасибо, что согласились с нами пообщаться. Тема на сегодняшний день крайне важна и актуальна, и разобраться в ней — необходимо.

Так что расскажите нам, как с новой городской властью выстраивается новая система ЖКХ в Запорожье?

– Добрый день. Однозначно какие-то изменения в системе есть. Но правильные ли они — это другой вопрос. Та модель, которая сегодня разрабатывается, это то, что больше необходимо для админресурса на будущих выборов. Когда работники, например, «Основания», выступали агитаторами и просто пытались влиять на исход выборов путем участия в кампании. К примеру, это уничтожение агитационной продукции конкурентов, попытка агитировать за определенную партию.

Все, что сделано сегодня в виде «Нашего города» – это изменены вывески. Жизнь нам уже показала, что такая форма управления ЖКХ, как у «Основания» – неработоспособна. Всякий монополизм приводит к загниванию.

Я думаю, что пока власти Запорожья боятся запускать на рынок ЖКХ какие-либо компании, на которые исполнительная власть, как с точки зрения админресурсов, так и с точки зрения контроля финансовых потоков не будет влиять в перспективе.

Почему вы так считаете?

– Кроме политического влияния, вопрос также в экономике. ЖКХ — это ведь огромный бизнес, сотни миллионов гривен, которые идут под контролем нового коммунального предприятия, имеющего все признаки управляющей компании. Полного состава персонала у них нет – они используют услуги других подрядных компаний или коммунальных предприятий. Соответственно, они, как горлышко бутылки, контролируют все финансовые потоки, которые идут по обслуживанию конкретного дома.

Проблема коммунальной сферы еще и в том, что абсолютно не видна роль в системе управления работы департамента ЖКХ плюс много сомнений вызывает система кадровых назначений в департаменте.

Работа этой системы не налажена, и она возвращает нас в «совковое» прошлое. Сегодня это напоминает работу ЖЭКов и ПРЕЖО, когда вы не получаете услугу, а пытаетесь найти сантехника, электрика, водопроводчика или еще кого-нибудь со стороны. Это абсолютно не рабочая система. Если на западе у тебя в подъезде висит телефон мастера, которому ты позвонил или написал электронное письмо, то эта проблема оперативно и 100% решается. Тогда как у нас все в точности наоборот – мы платим за многие услуги, которые реально не получаем. О чем может идти речь, когда мы с трудом дозваниваемся на 15-80? Эта структура может и должна проводить мониторинг проблем. Но не может и не должно быть так, чтоб управляли аварийной службой специалисты IT сферы.

Помимо организации системы и реформ в ней важнейшим, пожалуй, вопросом остаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Скажите, есть ли возможность на местном уровне влиять на тарифы ЖКХ?

– Однозначно да. Власть может влиять на тарифы. У них есть эти полномочия и есть механизмы, которые позволяют это делать. Тарифы ЖКХ — это то, за что несет солидарную ответственность местная городская и центральная власть. Естественно, в тарифах заложен очень большой процент на энергоносители – это газ и электроэнергия, которые сознательно завышены минимум на 30% Это то, что серьезно влияет на тариф. Но местная власть точно может сделать две вещи: она может при наличии средств за счет финансовой помощи предприятиям повлиять и компенсировать тарифы. Второе – это то, что она точно может влиять на ту часть тарифов, которые не зависят от Киева. Поэтому, когда местная власть говорит, что во всем виноваты Киев и некая НКРЭ, то это не совсем верно. Эта организация только проверяет документы и фиксирует их, которые поданы местной властью. То есть, каждая центральная власть говорит, что виновна местная, а местная, что виновна центральная. И можно вечно наблюдать это игру. Влияние на формирование тарифов ЖКХ очень большое со стороны центральной власти, но все равно последнее слово за местной.

А как вы относитесь к мораторию на тарифы ЖКХ?

– На сессиях мы поддерживали решение по введению моратория, принимая также во внимание, что нет абсолютно правильных рецептов для решения ситуации. Мы понимаем, что в бюджете точно останутся деньги, которые будут не освоены и которые можно будет направить на разницу в тарифах для сдерживания резкого их роста и социальной поддержки жителей города. Мы также понимаем, что система субсидий тоже несовершенна. Было принято решение по дотациям, но, когда многие работают, получая деньги в тени, эта система фактически стимулирует получение людьми неофициальных зарплат.

И все же. Вы говорили, что изменения есть. Пусть и не самые приятные. На какой стадии сегодня процесс перехода к новой системе ЖКХ? Есть ли риск застрять в той самой «совковой» системе?

– Мы в ней уже нереально застряли, потому что город и исполнительная власть пытается ее выстроить по-старому. Они свято верят, что если наступить на те же грабли, но аккуратно и правильно, то они не ударят. Это похожая ситуация, тот же вид – только сбоку. Было КП «Основание», а теперь то же самое, только КП «Наш город» – такой же монополист, но с новой вывеской. Функцию нового КП определили не на конкурсной основе, что является прямым нарушением украинского законодательства.

И есть ли какой-то выход из сложившейся ситуации?

– Безусловно, что-то меняется, двигается. Но в целом-то в сфере ЖКХ нет выстроенной четкой концепции изменений и реформ. А она должна быть. И она должна соответствовать лучшим европейским стандартам и государственной политике ЖКХ

Законом 417 и решениями правительства и Верховной Рады предусмотрено, что государственной политикой должны определяться исполнители услуг в сфере коммунальных услуг. Мы имеем в городе около 4 000 многоэтажек, из которых 800 – создали ОСМД. При этом остальные дома коммунальной сферы нуждаются в точно таких же управителях.

Я выступаю за то, чтобы проводить реформу ЖКХ в соответствии с 417-м законом. На ноябрьскую сессию выносится мой проект решения, поддержанный демократическими фракциями, по управляющим компаниям, где прописан механизм рыночного, конкурсного отбора этих компаний. Потому что только за счет конкуренции можно повысить как качество, так и определять понятные рыночно обоснованные тарифы. И только конкуренция на рынке услуг может позволить сделать реальный выбор и мотивировать сотрудников сферы ЖКХ: люди будут полностью выкладываться на своей работе и предоставлять качественные услуги. А у потребителей ,жителей города, появится прямое влияние на управление жилым фондом.

Депутаты городского совета, в числе которых и вы, пытаются «ломать систему». На сессиях регулярно выносятся различные проекты, способные улучшить ситуацию в сфере ЖКХ. Почему этот процесс реформ так затягивается?

При первом голосовании для поддержания моего проекта не хватило  двух голосов, во второй раз не хватило пяти. Такая нехватка голосов обусловлена позицией, как я их называю, «заводской коалиции». Они придерживаются во многом тех стандартов управления, какие приняты на промышленных предприятиях: есть мнение свыше, и оно должно быть реализовано. К тому же сегодня мы , оппозиция в городском совете, и наше мнение в меньшинстве. Плюс человеческий фактор – когда в зале банально не хватает людей, кто-то вышел, кто-то не смог прийти на заседание.

Еще одной причиной можно считать консолидацию депутатов в части вопросов конкретных коммунальных проблем. Во многие КП пришли руководители, которые на голову выше предыдущих, и их отличает профподход. Но есть и приход руководителей, назначение которых объяснить ничем невозможно, кроме как политдоговоренностями. И это результат того, что кадровая политика продолжает оставаться неконкурсной и непрозрачной.

-Ну, а если все же удастся начать делать шаги в верном направлении, то сколько, по вашему мнению, времени займет полный переход на рыночную систему сферы ЖКХ?

– В моем понимании, на все это нужно полгода. И это необходимо было сделать еще вчера. Сейчас мы просто-напросто теряем время – сохраняя монополизм и двигаясь не в том направлении. Это противоречит как здравому смыслу, так и государственной политике нашей страны. Если все двигаются в одну сторону, то мы пытаемся пойти в обратную.

Геннадий Григорьевич, спасибо, что пообщались с нами. Напоследок хотелось бы, как говорится, о «добром, светлом и вечном». Каким вы видите Запорожье через 10 лет?

– Я бы хотел видеть город европейским и украинским. С высоким уровнем благоустройства, нормальной экологией, хорошим городским коммунальным сервисом и с уровнем жизни, соответствующим европейским стандартам.

Беседовал Дмитрий СУРОВ