Владимир Буряк занимает пост городского головы Запорожья с 2015 года. Баллотируясь как самовыдвиженец, он одержал победу в первом и втором турах местных выборов. Среди первоочередных задач в качестве мэра Владимир Буряк выделял проверку хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, решение проблем ЖКХ и благоустройство города.
— Скоро исполнится год с момента вашей победы на выборах. Что из обещанного уже удалось выполнить? Над чем работаете сейчас?
– Скоро будем подводить итоги и будем отчитываться перед громадой Запорожья. Я веду отсчет с 25 декабря, когда был принят бюджет города Запорожья. Бюджет – это основа программ, направленных на решение проблемных вопросов, которые существуют. Без бюджета никак. Бюджетный процесс происходит в течение всего года – на что-то выделяются средства, где-то экономятся, на что-то перебрасываются.
Все городские вопросы должны решаться системно. Я не хочу, чтобы дежурный исполкома звонил мне каждое утро и говорил: там пропало, там прорвало. Нужен системный подход. А системный подход будет тогда, когда будут разработаны программы по всем направлениям и по каждому из них будет выполняться качественная работа.
Вот вспомните порыв трубопровода в Хортицком районе и к чему он привел. В заключениях всех комиссий говорилось, что трубопровод прослужил уже много лет, после чего говорили, что его нужно полгода чинить. В результате сделали за месяц.
Постепенно нам удается решать проблемные вопросы. Серьезная работа ведется в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Взять те же лифты. В городе более тысячи лифтов. Из них нужно полностью заменить минимум 35. Гораздо большая часть требует капитального ремонта. В этом году мы планируем провести ремонт около 700 лифтов.
Сдвиги есть. Если в декабре-январе было около 150 обращений на телефон 15-80, то сегодня это количество значительно уменьшилось.
— Во время недавнего визита в Запорожье экс-министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко положительно оценил результаты работы вашей команды. Он отметил работы по ремонту дорог. Расскажите об этих изменениях.
— Одна треть запланированного объема работ выполнена. Возьмем зону аэропорта – это и новый асфальт, и брусчатка, и подъезды к остановочным комплексам для людей с ограниченными возможностями. Город взял на себя обязательства инфраструктуры – то есть это строительство дорог, это взлетно-посадочная полоса, обеспечение безопасного взлета и посадки самолета, а сам терминал мы будем строить за небюджетные деньги.
Касательно дорог – здесь свои нюансы. Заглядывая вглубь проблемы, хочу отметить зону ответственности. Ранее главы местных администраций фактически были без прав. Мы решили им дать полномочия – как финансовые, так и организационные. Грубо говоря, начали маленькую децентрализацию. Была поставлена такая задача: каждый глава администрации со своей командой разрабатывает проект, который он может реализовать в своем районе. И исходя из этого уже будут выделяться деньги. Именно так мы проводили ремонты внутриквартальных дорог.
— По какому принципу определялась очередность ремонта дорожных покрытий?
— В решении вопроса очередности непосредственное участие принимают депутаты городского совета. Вместе с громадой они определяют наиболее «кричащие» участки на своем округе, которые требуют срочного ремонта. После это обобщают уже у глав администраций, и таким образом выстраивается очередность. Только такой системный подход позволяет решать проблемные задачи. 18-19 августа мы провели дополнительный тендер и выделили еще 65 миллионов на ремонт дорог. Впереди у нас еще есть время – до октября мы точно будем решать дорожные проблемы. Что касается качества – эта ответственность разделяется между многими: это и власть, и подрядчик, и сам рабочий.
— Какие основные проблемы Запорожья вы можете выделить? Что необходимо для их решения?
— Основной проблемой Запорожья на сегодняшний день являются долги перед «Нафтогазом» за потребленный газ в 2012-2014 годах. По решению суда концерн «Городские тепловые сети» должен был заплатить НАК «Нафтогаз» с учетом пени, сборов, штрафов более 500 миллионов гривен долга. Это проблема. Но уже есть пути ее решения. Есть понимание между «Нафтогазом» и городской властью о том, что в течение пяти лет ежегодно помимо текущих платежей нам придется из бюджета города Запорожья выплачивать часть долга. Это делается и для того, чтобы цена газа для жителей города оставалась без изменений.
Если бы мы не решили вопрос реструктуризации долга, то стоимость газа для жителей города Запорожья была бы в два раза больше действующей. Помимо этого лимит газа для города Запорожья был бы просто не заведен.
Еще одна проблема – цены на тепло. Поднялась стоимость газа – поднялась стоимость гигакалорий. По этому вопросу было принято решение, согласованное с исполнительным комитетом, которое будет вынесено на сессию в сентябре. Мы планируем оказывать финансовую адресную помощь в оплате тарифов социально незащищенным категориям населения, которые получают субсидии. То есть кроме субсидии, которая положена из государственного бюджета, мы еще доплатим сумму – разницу в тарифах. Помимо этой адресной помощи будем еще изыскивать в бюджете средства коммунальному концерну, чтобы он смог рассчитаться со своими долгами.
Следующая проблема – состояние жилищно-коммунального хозяйства. У нас дома не ремонтировались долгое время.
— Почему?
— Можно много называть причин. Я не хочу говорить, о том, что кто-то не хотел, говорить о том, что уходили государственные деньги тоже не буду, пока это не доказано. Буду говорить о том, что происходит сейчас.
Не может дом обслуживаться, если стоимость рубероида на рынке, к примеру 600 гривен, а в тарифе 2009 года заложено на обслуживание дома 60 копеек. Минимальная зарплата на уровне 2009 года была около 500 гривен. Что берется в тариф? Минимальная зарплата – это основа для расчета и второе – это стоимость электроэнергии. Это 60 % от всего тарифа. В моем понимании тариф на обслуживание дома должен быть постоянным и меняться только с теми изменениями, которые вносит наше доблестное правительство. И любое поднятие тарифа на энергоносители должно быть сопоставимо с минимальной заработной платой и с минимальной пенсией.
А пока мы обманываем сами себя. Что такое субсидия? Мы кому-то уменьшаем количество стоимости, и человек тем самым недоплачивает в общий бюджет.
Но мы все-таки ремонт домов начали. Планируем в этом году капитальные ремонты 215-220 домов осилить. Много это или мало? Думаю, что из трех с половиной тысяч мало. Но главное, что начало положено.
У нас на балансе находится около 3800 домов. И сейчас это количество уменьшается. Люди организовываются в общества совладельцев многоквартирных домов. Есть городская программа, которая частично покрывает ремонт домов, которые переходят в ОСМД. Например, перед тем, как передать помещение с баланса города, мы ремонтируем крышу и лифт, и дом переходит к новому балансодержателю уже в улучшенном состоянии. Проблемы должны решаться комплексно. А системный подход должен быть взвешенный.
– Но не всегда удается взвешенно и спокойно решать вопросы. Часто на сессиях городского совета разгораются споры и происходят конфликты. Как у вас обстоят дела с оппонентами? Вам удается найти консенсус в решении важных для города вопросов?
— Ну, может кто-то и считает меня «оппонентом», я из 64 депутатов не считаю никого оппонентом. Депутатов городского совета избрали жители Запорожья, и они им доверяют. Почему тогда я не могу доверять этим людям? Поэтому оппонентов у меня нет. Есть у каждого видение развития того или иного направления и решений той или иной проблемы – это другой вопрос. Решения принимаются на фракциях, потом проходят согласовательный совет, затем решения выносятся на сессию, а дальше они уже принимаются либо нет.
— Тем не менее взгляды на многие городские вопросы у представителей разных фракций кардинально отличаются. Вспомним хотя бы набережную. Этот вопрос стал наболевшим для каждого запорожца. Какие изменения ожидают эту часть города?
– У нас не набережная, у нас пляжная зона. Это кусочек земли от недостроенных мостов и почти до «Радуги». Есть набережная магистраль, которую так назвали, и есть пляж. На сегодняшний день концепция развития пляжа проговорена, просмотрена и уже есть понимание, каким будет пляж.
— Вы уже предоставляли этот проект на обозрение общественности?
— Нет, но планируем это сделать где-то в течение месяца. На общественных слушаниях будет рассмотрен вопрос центрального парка отдыха «Дубовая роща», вопрос пляжа и вопрос благоустройства площади Запорожской.
Что касается пляжа – он должен быть оборудован, должен быть почищен, у него должен быть доступ к воде. На пляже будет зона отдыха, зона гуляний. Новый проект будет существенно отличаться от того, что есть сегодня. Конечно, главным техническим вопросом остается вопрос отсутствия источников питания. А также то, что очень много земли на набережной магистрали находится в частной собственности.
– Вы имеете в виду увеселительные заведения?
–Все равно, увеселительные это заведения или частные дома. Мы работаем с Запорожоблэнерго над проектом двух трансформаторных подстанций, для того чтобы они могли подать напряжение на пляжную зону. Дальше уже идет желание застройщика. Но это все требует времени.
– О каких сроках идет речь? Можно говорить, что в следующем году в Запорожье будет обустроена новая пляжная зона?
— Один пляж.
— Есть ли будущее у запорожских мостов, которые уже успели стать самым масштабным долгостроем Запорожья?
— Дело сдвигается с мертвой точки. На сегодняшний день созданы две рабочие группы. Одна – по возобновлению строительства, вторая – по обследованию этих мостов. На сегодняшний день поставлена задача: обследовать опоры моста, обследовать все сооружения. Не так давно состоялось заседание комиссии, которая занимается вопросом возобновления строительства мостов. Подрядчик, который там работает, «чистый». Финансирование из государственного бюджета запланировано на сентябрь. Помимо этого, если не ошибаюсь, было выделено 40 миллионов в декабре. Плюс средства выделяются частично из городского и областного бюджетов. Если экспертиза покажет, что опоры нормальные, металлоконструкции соответствует всем требованиям, то подобными темпами можно построить мостовой переход в течение двух лет.
— Не меньше горожан интересует дальнейшая судьба площади Запорожской. Уже известно, как будет выглядеть эта часть города?
— Сама местность предполагает парк и смотровую площадку. С площади Запорожской можно увидеть творение природы – Хортицу и творение рук человеческих Днепрогэс. Как вариант обзорной площадки — воздушный шар. Обязательно будет сцена. А вообще, выглядеть площадь будет так (демонстрирует фото проекта площади на своем телефоне).
— Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь помимо работы? У вас есть увлечения? Как вы проводите свободное время?
— У меня много увлечений, но очень мало времени. Как и у многих мужчин, это рыбалка, общение с природой.
У меня всегда был напряженный график: ранее — на заводе, теперь – в мэрии. Хочется, чтобы преобразования в городе наступили как можно быстрее. Наш город действительно в очень запущенном состоянии, поэтому совершенно нет времени на отдых. Последний мой трехдневный отпуск я провел в Приморске.
— Каким вы видите Запорожье через 10 лет?
— Город будет таким, что молодежи не захочется отсюда уезжать. Сегодня есть понимание и взаимодействие между предприятиями и городской властью. А если есть взаимопонимание, значит, есть будущее. И это дает толчок к развитию города. Если предприятия будут работать, значит, будет развиваться город. Будет развиваться город – значит, молодежи будет где работать, где учиться. Соответственно, появятся деньги для того, чтобы достроить мосты, сделать наши скверы, бульвары, парки.
Сейчас начали реконструкцию проспекта Маяковского. От проспекта Соборного до «Радуги» будет пешеходная зона с красивым сквером, который заканчивается каскадом фонтанов «Радуга». Если получится, поставим там колесо обозрения.
В следующем году расчистим кусты, которые растут по дороге от «Амстора» до «Радуги» и разобьем на этой местности ландшафтный парк. Планируется также очистка водоемов на данной местности. Таким образом, у нас появится еще один красивый парк.
А вообще, я хочу видеть ухоженный город с улыбающимися лицами, с целующейся молодежью, со смехом детей и с пожилыми людьми, которые достойно и обеспеченно встретили старость. Люди у нас очень хорошие. Просто им нужно больше верить и доверять.
У каждого здорового, нормального мужика должны быть амбиции. У меня тоже есть амбиции. Я хочу, чтобы моя внучка гордилась, что этот город, этот проспект, эту площадь либо этот парк построил ее дедушка.
Так все и будет.
Беседовала АЛИСА СЫСОЕВА