За последние годы власти вложили в понятие «рынок» свой сакральный смысл. Теперь это не просто безобидное место торговли, но и «дойная корова» для чиновников.
На сегодняшний день в Запорожье существует порядка 30 рынков, популярность которых растет с каждым днем. Так уж сложилось, что горожане больше доверяют рыночным продуктам питания, считая их натуральными. Что же касается вещевых рынков, то с нынешними ценами далеко не каждый может позволить себе посещать фирменные магазины. Вот горожане и ходят толпами между рядами в поиске, на что бы потратить деньги. Но кому же они действительно их платят — бабушке, торгующей овощами, или «слугам народа»? В этом разобрался Forpost.
У власти на всех уровнях есть определенные «маркеры». Когда видишь, что изменилось вот это и во-о-о-он то, то и на самом деле «процесс пошел» в лучшую сторону. Или же процесс никуда не идет, а всё остаётся на старых местах и в старой системе координат. Системе «решалова» и «распила» денег громады.
Выходец из самой криминальной сферы
Испокон веков рынки в Украине были местом «кормления» криминала. Простые горожане приходят на базар и отдают свои наличные частному предпринимателю, который работает на едином налоге и уже много лет бегает от налоговой. Карманники и гопники идут на рынок сдать украденные украшения и мобилки. Рынок – это огромный генератор «налички», на котором и выросла половина украинского криминалитета. Запутанный, огромный механизм, в котором очень много неявных связей и коррупционных дыр.
Запорожье не стало исключением, просто здесь все поделили по-тихому. Хотя противоречия, выливающиеся в открытый криминал, случались. За последнее десятилетие можно вспомнить нападение на директора КП «Запорожрынок» еще карташовских времен Максима Югаева, когда он получил несколько неглубоких ножевых ранений. Также, несколько лет назад пулевое ранение в бедро получил руководитель профсоюза рыночников Владимир Памиров.
Уже бывший «смотрящий» Евгений Анисимов тоже делал свои первые миллионы на рыночном бизнесе. Его «стартовой площадкой» стали торговые павильоны, ведущие от подземного перехода на остановке «Анголенко» до здания самого муниципального рынка «Центральный». Здесь его «бойцы» могли вышвырнуть арендатора торгового места со всем товаром уже на следующий день после просрочки платежа за аренду.
На Ореховском рынке автозапчастей у Анисимова тоже были свои интересы. За прибыль с одного из крупнейших автобазаров Украины он периодически боролся с основным владельцем и своим компаньоном Сергеем Евтушенко, находясь с ним в состоянии то ли доброй ссоры, то ли худого мира. Главным менеджером по рыночной теме у Анисимова был Андрей Нетреба, нынешний директор КП «Запорожрынок».
Городской голова Владимир Буряк и его команда негласно декларируют и активно проводят политику полной замены старых кадров в запорожской ратуше. Неприметным, но постоянным «ручейком» из департаментов мэрии и коммунальных предприятий уходят люди. Парадоксально, но при этом Нетреба, отметившийся «доением» бюджета и бизнеса во времена Анисимова, остается в своем кресле.
Тесные связи
У Евгения Анисимова нынешний директор коммунальных рынков работал еще задолго до того, как бизнесмен стал претендовать на статус «смотрящего». Нетреба долгое время руководил Александровским рынком в Космическом микрорайоне. ООО «Александровский рынок» и по сей день оформлено на жену Анисимова Елену и её родственницу Людмилу Котлярову. Жену того самого Сергея Котлярова, на которого при Анисимове переоформляли фирмы, обслуживающие городские маршруты. А Нетреба настолько вжился в роль начальства, что оставался директором Александровского рынка одновременно с руководством КП «Запорожрынок» в нарушение закона в течение 4,5 лет. Лишь весной 2015-го «подписанта» на частной фирме сменили.
При этом Нетреба и по сей день тесно связан с менеджерами уже сбежавшего «смотрящего». Его заменой на Александровском рынке стал Виктор Булгаченко, который одновременно с этим возглавляет ООО «Торговый центр Анголенко» – уже упомянутые павильоны на «стометровке», идущей от проспекта Соборного вверх. «Торговым центром «Анголенко» вместе с Еленой Анисимовой владеет Александр Маслаков, а когда-то этой фирмой тоже руководил Андрей Нетреба. Сам Маслаков стал известен в начале 2013-го года как учредитель связанной с Анисимовым лаборатории «Глобал Диагностик», которую настойчиво «внедряли» в качестве главного диагноста в коммунальных больницах.
Вместе с Александром Маслаковым Нетреба является соучредителем двух охранных фирм – «Ирбис» и «Аскорд-охорона». Директором «Ирбиса» ранее был Владимир Бондаренко – начальник охраны Анисимова и муж скандально известного «реформатора ЖКХ» Елены Бондаренко, которую сейчас судят за вымогательство.
Мы привели лишь часть связей Андрея Нетребы с другими менеджерами из команды Евгения Анисимова. Но уже данная часть дает представление о том, насколько плотно он и по сей день интегрирован в одиозную группировку воротил, грабивших наш город под предводительством «смотрящего».
Пришел со скандалом
Когда на коммунальные рынки города в 2010-м году пришли люди Евгения Анисимова, то их неофициальные поборы поначалу встретили сопротивление предпринимателей. Первым нововведением нового начальства стал «отдел объективного и оперативного контроля». В него набрали людей с отвалов балки Средней, которые, как говорят, и начали внедрять среди наиболее рентабельной части рыночников – мясников – свою систему «местовых» из расчета «гривна за килограмм живого веса». Все это подавалось под соусом «борьбы с торговцами некачественным мясом».
Примечательно, что в июле прошлого года на тогдашнюю и.о. начальника этого отдела написали заявление в полицию – за требование дать ей тысячу гривен, чтобы «решить вопрос» по размещению наружной рекламы на территории рынка. Создается впечатление, что пресловутый отдел был создан с приходом Нетребы специально для таких вымогательств и поборов.
В 2012-м году ставленник Анисимова полностью «закрылся» от любой критики, даже потенциальной, со стороны своих коллег по депутатскому корпусу и от недовольных предпринимателей. Это случилось, когда он возглавил депутатскую комиссию по предпринимательству, у которой одним из главных «объектов надзора» и является КП «Запорожрынок». Что даже для Партии регионов с ее «вертикалью власти» было небольшим перебором.
Хорошо, когда ты сам себя проверяешь. Можно сколько угодно плевать на убитые тротуары, на паразитирующих вокруг рынка «стихийщиков», выводить деньги через «уборку территории» и разводить руками, жалуясь на низкую прибыль.
Наруководил
За годы руководства Нетребой запорожскими рынками в их инфраструктуре случилась лишь замена навесов над торговыми рядами и текущий ремонт в плане «латания дыр». Новые павильоны здесь строятся преимущественно за счет того, что скидываются сами рыночники. Оборот КП за счет местового сбора и сдачи в аренду имущества сейчас достигает 20 миллионов гривен. Вроде бы вполне достаточно, чтобы хватало на тротуары, новые прилавки и многое другое. Но тогда куда «вымываются» коммунальные деньги?
Даже постороннему наблюдателю при взгляде на реестр платежей «Запорожрынка» становится многое понятно. Только с начала 2016-го года около 400 тысяч гривен уже потрачено на уборку территории. Деньги идут в основном на двух ФОПов – Бендаса и Сазонова, с которыми заключили договоры еще в 2012-м году. А вывоз бытовых отходов производит не муниципальный «Умвельт-Запорожье», а тоже частный «Граник». Пламенную борьбу с несанкционированной торговлей тоже ведет не столько КП «Бытовик», который для этого вроде бы и реформировали в «синовскую самооборону», а «Альфа ЗП». Потому что через частников намного удобнее списывать деньги за фиктивные услуги, чтобы затем делить их.
Опять же, частный «Александровский рынок», которым руководил Нетреба, выглядит куда аккуратнее и работает намного эффективнее, чем коммунальные торговые площадки. Потому что там владельцы были заинтересованы в том, чтобы полученные с рыночников деньги расходовались с пользой, а не списывались за несделанные работы.
Большинство городов в нашей стране сочли за лучшее избавиться от головной боли в виде рынков. У нас в Запорожье чиновники с гордостью заявляют, что «мы единственный в Украине город, где еще остались коммунальные рынки». Хотя такой гордой позой уже много лет прикрывают коррупцию, которая неизбежна на большом коммунальном предприятии, с которым работают сотни ЧП-шников и тысячи реализаторов. Городская власть не способна руководить таким огромным организмом честно и прозрачно.
Неслучайно первая робкая попытка Сина убрать Андрея Нетребу в начале 2014-го, заменив его навязанной со стороны Еленой Здоровец из Днепропетровска, вызвала яростный отпор. А вторая попытка летом 2015-го привела к телефонным звонкам от Анисимова и облитию некой жидкостью, похожей на фекалии. Так что наш уже бывший мэр еще легко отделался – уж слишком велик тот поток и бюджетных, и частных денег, что проходит через рынки.
Непобедимый?
Сейчас у Андрея Нетребы истекает срок контракта. Власть вроде бы и должна задаться вопросом – может, надо что-то менять в консерватории, раз наши муниципальные рынки остались практически в том же виде, что и пять лет назад? Но пока об аудите «Запорожрынка», аналогично аудиту других коммунальных предприятий, речь не идет, все тихо. Разумеется, если сейчас Владимир Буряк задумается, – а нужно ли продлевать контракт с непобедимым директором «Запорожрынка»? – то сразу начнутся истерические вопли.
Во-первых , от сайтов, которым до сих пор платят зарплату из теневых схем, отлаженных Евгением Анисимовым при Януковиче. Во-вторых , сразу выскочат как чертик из табакерки Лидия Кривенко и ее полупризрачный союз предпринимателей «Ника». Учитывая, как настойчиво Кривенко рвала горло за Анисимова, когда он сидел в СИЗО, и выступала за власть во времена Майдана, ее поддержка будет смотреться очень своеобразно. В-третьих, по коридорам и кабинетам мэрии начнет бегать еще один реликт эпохи Анисимова, удержавшийся в кресле – заместитель мэра Валерий Эделев, у которого из всей компетенции остались лишь административные услуги и «Запорожрынок».
Вся эта компания начнет верещать, что хорошего человека снимают, и что без него никак. Людям, которые до сих пор кормятся с «анисимовских» схем, и в самом деле будет никак без Нетребы. И уж совсем таким людям не будет жизни, если муниципальные рынки начнут приватизировать. Точнее, не начнут, а завершат ползучий процесс приватизации до конца, одним резким движением. Ведь за прошедшие годы на территориях «Запорожрынка» появляется все больше частных павильонов и киосков, а в коммунальной собственности остаются лишь убитые торговые ряды и пошарпанные павильоны. Сейчас КП показывает чистую прибыль в районе полумиллиона гривен в год – сущие гроши. В один будний день запорожцы оставляют на муниципальных площадках больше денег. И если просто провести приватизацию «Запорожрынка», а затем отдать новым собственникам гектары рыночной земли со ставкой аренды в пять процентов, то это будет выгоднее – и меньше головной боли. Опять же, частникам намного проще взять кредиты на реконструкцию, чем коммунальному предприятию. Разумеется, воплей от таких действий будет много. От всех помянутых нами персонажей, которым намного легче паразитировать на финансовых потоках с рынков и преференциях от торговых мест.
Но воплей новые хозяева города не боятся, они это уже доказали. Значит, есть что-то другое, по всей видимости – регулярное, хрустящее, в конверте, на доплаты к официальной ставке многочисленным заводским менеджерам, рассевшимся в кабинетах мэрии.
Так что, Андрей Нетреба в кресле директора «Запорожрынка» – это как раз яркий «маркер», о котором мы говорили в самом начале статьи. Маркер того, что новая городская власть хочет идти по тому же пути, что и старая. По пути наполнения своих карманов черным «налом» благодаря нужному человеку на нужном месте.