Новости Запорожья. Новости политики, общество, криминал

«Бусобляхи» из Канады: угроза безопасности школьников и потеря рабочих мест в автопроме

756

Депутаты от «Слуги народа» Колебошин и Бабак предлагают премьер-министру отменить стандарт ДСТУ 7013:2009, регламентирующий технические требования к школьным автобусам. Эксперты отраслевой ассоциации «Укравтопром» уверены, что готовится законодательная лазейка для завоза в Украину очередного зарубежного  «автохлама». Речь идет о безопасности детей и потере последних рабочих мест в отечественном автопроме, сообщает новостной портал Delo.ua.

Нардепы считают, что не стоит производить автобусы для перевозки школьников в Украине, если можно закупать списанные школьные «бусы» за рубежом, например, в Канаде. Сейчас этого не позволяет делать стандарт ДСТУ 7013:2009. По мнению авторов инициативы, этот стандарт, во-первых, устарел, а во-вторых, был в свое время написан с учетом интересов конкретных производителей, которые создали некую «монополию» на рынке. Премьер-министр поручил «Украинскому научно-исследовательскому центру проблем стандартизации, сертификации и качества» изучить вопрос.

Эксперты отраслевой ассоциации «Укравтопром» не понимают, на какую «монополию» ссылаются депутаты, поскольку, школьные автобусы сегодня производят практически все украинские автопроизводители: «Богдан», «Эталон», «УкрАвто», «Черкасский автобус», «Часовоярские автобусы». ДСТУ 7013:2009 лишь прописывает требования по безопасности для транспортных средств, предназначенных для перевозки детей. Эти требования действуют на всей территории Украины и едины для всех производителей – как отечественных, так и зарубежных. Иностранные производители также имеют возможность принимать участие в публичных закупках и предлагать свои автобусы через систему Prozorro – при условии, что они имеют в Украине официальное представительство и зарегистрированное юридическое лицо. Наличие регистрации крайне важно – при возникновении каких-либо проблем с автобусами, поставщика или производителя можно привлечь к имущественной, административной или уголовной ответственности. Очевидно, что в случае с неизвестными поставщиками «бусоблях» это невозможно. По мнению экспертов, своей инициативой депутаты дают простор для афер с бюджетными средствами в области закупки школьных автобусов и убивают остатки  украинского автопроизводства.

В то же время, автопроизводители согласны, что действующий стандарт нуждается в пересмотре, поскольку с момента его принятия в 2009-м году прошло 11 лет, и в международные Правила ЕЭК ОНН (Европейская Экономическая Комиссия) был внесен ряд изменений. Но речь должна идти именно о пересмотре стандарта, а не о его отмене.

«Отменять действующий стандарт ДСТУ 7013:2009, не разработав новый – недопустимо. Такое подход создаст неопределенный период времени, в течение которого в Украине будет происходить бесконтрольная реализация любых автобусов в целях школьных перевозок. Это ящик Пандоры – быстро найдутся бизнесмены, которые попытаются пересадить украинских школьников на очередные “бляхи” непонятного происхождения. То есть, с одной стороны, мы поставим под угрозу жизни наших детей, а с другой – лишим украинцев последних рабочих мест в автопромышленности», – считает Ефим Хазан, вице-президент ассоциации «Укравтопром». По его мнению, сначала следует «обсудить и утвердить текст нового стандарта ДСТУ 2020, а только потом, отменять существующий ДСТУ 7013:2009»

 Эксперты также опасаются, что организовать техническое обеспечение подержанных скул-басов импортного производства в Украине будет крайне проблематично.

«Кто и где будет ремонтировать подержанную технику из Канады? Кто будет проверять техническое состояние автобусов – речь идет о транспорте для детей! Любой автодилер, который планирует реализовывать новую для рынка марку авто, сначала готовит инфраструктуру – создает сеть СТО, учит персонал, обеспечивает склады запасных частей. Допустим, где-то в Полтавской или Херсонской области, в каком-нибудь районном центре, выйдет из строя канадский автобус – каким образом и кто его будет ремонтировать? Надеемся, что стандарт обновят в соответствии с актуальными Правилами ЕЭК ООН. Потому что, отмена ДСТУ 7013:2009 превратит нас в Кубу или Мексику, где десятилетиями эксплуатируются старые школьные автобусы из США и Канады» – комментируют в отраслевой ассоциации «Укравтопром».

Источник Delo.ua.