Запорожец Ярослав Гальченко объехал на велосипеде практически всю Европу. За 62 дня он посетил 8 стран и проехал около 4-х тыс. километров, при этом потратив минимальное количество денег. Путешественник уверен, что проехать несколько тысяч километров не сложнее, чем несколько сотен. О приключениях, сложностях и непредсказуемых ситуациях, с которыми велосипедист столкнулся в Европе, — ниже.
— Ярослав, как появилась идея путешествовать на велосипеде?
— Я с детства езжу на велосипеде и постоянно меня тянуло куда-то дальше. Сначала ездил по окрестностям своего района, потом начал изучать Хортицу. Позже у меня появилась палатка, я часто ездил на рыбалку. Так и началась любовь к туризму. Мне нравится уединение, езда на велосипеде, природа. Поэтому меня всегда тянуло куда-то за пределы Запорожья.
— Расскажите о своей первой серьёзной поездке на велосипеде.
— Первая моя поездка была в 2014 году в Крым. Тогда я проехал свой первый маршрут 200 километров и меня это безумно впечатлило. С того момента серьезно начал относиться к своему хобби.
— Куда вы отправились после путешествия по Крыму?
— Я решил поехать в Карпаты, потому что до этого никогда там не был. Это был 2015 год. Свою поездку я снимал на видео, так как немного занимаюсь блоггерством. Потом поехал еще раз туда же. После того, как я побывал в Крыму и Карпатах, мне было неинтересно путешествовать по Украине и мне захотелось за ее пределы.
— Сколько стран вы планировали объехать изначально?
— Изначально я хотел объехать всю Европу, но сделать мультивизу надолго не было возможности. Можно было сделать визу только на две недели. В связи с этим оформил краткосрочную визу и поехал в Варшаву. Начал свою поездку со Львова. У меня был план проехать Варшаву, Краков и вернуться обратно. Это должен был быть своего рода треугольник на 1000 километров. Потом появилась идея объехать всю Европу, а финальной точкой должен был стать Лиссабон, но, к сожалению, мне удалось доехать только до Барселоны.
— За сколько дней вы планировали завершить свой евротур?
— Я планировал проезжать на велосипеде по 100 километров в день. Всего получилось 3 545 километров за все время путешествия. По моим расчетам я должен был уложиться в 45 дней. Также я не ставил себе за цель где-то надолго оставаться. Но в целом получилось 62 дня.
— Изначально вы преследовали спортивную цель и работали на достижение результата?
— Нет, я совмещаю путешествие со спортом. Езда на велосипеде доставляет мне удовольствие, но когда есть цель, то интереснее ехать. Поэтому была такая идея, чтобы путешествие имело спортивный характер и был стимул каждый день проезжать определенное количество километров и превозмогать себя в какие-то моменты.
— Какое количество стран вы проехали в евротуре и какие именно?
— Всего 8 стран — Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Италия, Франция, Испания, Австрия.
— Какую сумму денег вы с собой изначально брали и сколько планировали тратить в день?
— Я планировал тратить 3 евро в день на еду, собственно, чего я и придерживался. Бывало такое, что ничего не тратил за день. Готовил сам, на маленькой газовой горелке. Еще у меня была такая фишка: я не покупал воду, а просил у местных. Это помогало не только экономить, но и просто устанавливать контакт с людьми.
— Сколько обошлась поездка в целом?
— Вся поездка обошлась мне в 365 евро: На еду — 189€, а необходимое по дороге — 26€, автобус домой (Барселона-Львов) — 150€.
— Где вы останавливались на ночлег, сколько вещей брали с собой?
— Вообще я ночевал в палатке и старался остановиться возле какого-то водоема. А дополнительно пользовался специальным сервисом для туристов, которые путешествуют на велосипеде Warmshowers. Благодаря этому сервису тебя могут приютить на ночь люди в любой стране совершенно бесплатно. Плюс сервиса в том, что здесь можно найти отзывчивых людей, потому что, например, на каучсерфинге никто ни разу меня не принял. Так я останавливался в Словакии, Италии, Австрии. Вообще изначально я планировал оставаться на ночлег только в палатке, но моя девушка нашла это приложение и разослала сообщения людям, у которых я позже останавливался. Для меня было важно зарядить свои различные гаджеты, постирать вещи, принять душ, а также живое общение, потому что тяжело долгое время ехать одному.
— Были во время путешествия какие-то непредсказуемые или экстренные ситуации?
— Во время путешествия у меня посреди дороги порвалась цепь, а я не умел ее ремонтировать. Тогда я очень сильно испугался, мне казалось, что это конец. Были попытки починить цепь, но ничего не получалось. Потом мне повезло. Мимо меня на велосипедах проезжал мужчина со своей дочкой и я у них спросил, знают ли они какой-то сервис, где можно починить велосипед. На что мужчина предложил поехать к нему, посмотреть в интернете, как устранить неполадку, и заодно отдохнуть и перевести дух. В итоге я починил цепь и поехал дальше.
А второй стрессовый случай, когда у меня перестал включаться телефон. Я был в Вене и после того, как телефон полностью разрядился, он перестал работать, а у меня все дорожные карты были на телефоне. Запасных вариантов я не предусмотрел. Тогда я нашел что-то наподобие радиорынка и купил себе б/у телефон. А вечером неожиданно включился мой телефон. После этого я понял, что при себе нужно иметь второй телефон в случае таких форс-мажоров.
— Почему вы не взяли с собой бумажные карты?
— Сложность в том, что бумажные карты в основном предусмотрены для автомобилистов, а в Европе очень много дорог, где на велосипеде ездить нельзя. Поэтому нужны такие маршруты, по которым можно свободно передвигаться на велосипеде. Такие дороги не так-то просто найти и планировать велосипедный маршрут по бумажным картам тяжело. В таком случае нужно спрашивать у местных жителей, но не всегда они говорят на понятном для тебя языке.
— Кстати, были проблемы с языковым барьером?
— На самом деле все было легко и весело. Например, в Словении я общался с одной семьей на помеси русского и украинского языков. Вообще вполне достаточно общих фраз для того, чтобы найти общий язык с людьми. Если мне нужно было узнать информацию, то вполне хватало того уровня английского языка, которым я владею.
— С какими страхами столкнулись в поездке?
— Больше всего каждую ночь я боялся, чтобы не украли мой велосипед и все деньги. Поэтому на ночь пристегивал его на замок к сумке, а деньги прятал по разным местам. Но, к счастью, все было хорошо.
— Сколько в целом времени ушло на подготовку к путешествию?
— Готовился полгода: покупал снаряжение, зарабатывал деньги, готовил велосипед, сшил специальные сумки для велосипеда и поехал в пробную поездку в Карпаты. Очень важно было все тщательно спланировать и подкорректировать.
— Появлялись ли сомнения во время планирования поездки?
— Я читал различные статьи и блоги, как люди путешествуют вокруг света. И нашел статью, где мужчина писал, что путешествовал за 3 доллара в день. Тогда я понял, что это возможно и для этого не нужно много денег. До этого у меня было очень много стереотипов, что это сложно, дорого, опасно. Много всего в голове всплывает, когда собираешься куда-то ехать, особенно, когда едешь сам.
— Почему вы отправились в такую долгую поездку один?
— Во-первых, очень тяжело найти попутчика для такого мероприятия, а во-вторых, мне это нравится. Когда ты едешь один, то обостряются все чувства. В общем, есть в этом что-то такое медитативное. Мне нравится уединение и аскетизм, в этом и заключается смысл путешествия.
— Куда вы ездили после масштабного путешествия по Европе и какие страны планируете посетить еще?
— С Ужгорода в Будапешт. Вообще изначально я задумал доехать на велосипеде до Греции в Афины, но это был ноябрь и начало холодать, поэтому возникли трудности, а перед поездкой я даже не задумывался об этом. Сейчас все так же хочу доехать до Греции. Определенного маршрута пока нет, но есть желание рвануть далеко и надолго. Также хочу проехать по Америке. В целом, планирую объехать весь мир, но всему свое время.
Беседовала Анастасия Баранюк
Фото из личного архива Ярослава