С 15 августа в силу вступает закон об электронном декларировании доходов чиновников. На минувшей неделе запорожским слугам народа продемонстрировали эту систему и даже провели мастер-класс по ее заполнению. Разработало новую систему национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Украине она необходима по двум соображениям. Первое – (ни для кого не новость) высокий уровень коррупции в стране. Об этом уже давно разговоров было много, но никто и палец о палец ударить не собирался. Второе же – это обязательно условие для введения безвизового режима с ЕС. Но если система действительно настолько хорошо налажена, как о ней рассказывают разработчики, то она должна пойти во благо и обычным гражданам нашей страны.
Как минимум первым плюсом деклараций является открытость. То есть каждый желающий может посмотреть доходы того или иного чиновника. Это право работающих граждан, которое им должны были предоставить давно, ведь чиновники получают зарплату, по сути, за их счет, за счет честных (или не очень) налогоплательщиков. Разобравшись немного в новой системе декларирования, можно сделать вывод, что порядочным чиновникам бояться нечего. Возможно даже, наоборот, это поднимет их немного в глазах народа.
Закон Украины о предотвращении и противодействии коррупции
Кто должен заполнять декларацию нового образца? Перечень чиновников и должностных лиц местного самоуправления, на которых распространяются нормы о финансовом контроле, весьма обширный. В него входят народные депутаты, депутаты местных рад, , министры и другие руководители центральных органов исполнительной власти, государственные служащие и должностные лица местного самоуправления (сельские, поселковые, городские головы), судьи, прокуроры, следователи, должностные и служебные лица Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины, члены Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, члены Центральной избирательной комиссии и даже полицейские. Но не все из вышеперечисленных подают декларацию с 15 августа. Тестировать ее решили начать с высоких должностных лиц, которые должны задекларировать свои доходы за 2015 год. В этот список вошли Президент Украины, народные депутаты Украины, премьер-министр Украины, члены Кабинета министров Украины, судьи, прокуроры, следователи, государственные служащие 1—3 категорий, должностные лица местного самоуправления 1—3 категорий, руководители национальных государственных органов, руководители их аппаратов и структурных подразделений, руководители некоторых территориальных государственных органов. На это у них есть 60 календарных дней, то есть все обязаны подать декларации до 13 октября. Стоит отметить, что даже если тот или иной чиновник уже подал декларацию за 2015 год в бумажном виде по месту работы, то новую он все равно обязан заполнить. Умышленное непредоставление ими электронной декларации будет считаться преступлением по ст. 366-1 Уголовного кодекса Украины, а несвоевременная подача без уважительных причин — административным правонарушением.
Список имущества, которое нужно декларировать, изменился и немного расширился. По мнению некоторых политиков – ужесточился. Теперь нужно декларировать все объекты недвижимости, даже те, которые находятся в состоянии незавершенного строительства. При этом в новой декларации необходимо будет указать стоимость недвижимости на момент обретения права и ее стоимость по последней денежной оценке. Оба поля обязательны для заполнения, но можно будет указать, что информация неизвестна. Если же такая оценка не проводилась, то специально с целью заполнения декларации проводить ее не нужно, надо будет только отметить, что это поле неприменимо.
Кроме того декларированию подлежит ценное движимое имущество (ювелирные украшения, техника и т.д.), если его стоимость превышает 100 минимальных заработных плат. То есть наличие нижнего порога в почти 122 тыс. гривен гарантирует, что чиновникам не придется делать перепись каждого предмета мебели. При этом сведения о транспортных средствах отмечаются независимо от стоимости. Также в новой декларации есть такой пункт, как подарки, но только если стоимость подарка превышает пять минимальных заработных плат. Кроме того, все ценное имущество можно декларировать без указания его стоимости (соответственно, можно принимать дорогостоящие подарки без чеков).
Другие объекты декларирования также довольно необычные: корпоративные права, в том числе ценные бумаги; юридические лица, бенефициарным владельцем (контролером) которых является субъект декларирования или члены его семьи; имущество, владельцем которого является третье лицо, но контролирует и распоряжается которым декларант или член его семьи;имеющиеся денежные активы, в том числе денежная наличность и деньги на счетах, декларируются, если они превышают сумму 60,9 тыс. грн. (50 МЗП); полученные доходы, в том числе денежные подарки, если они превышают 6090 грн. в год от одного источника; финансовые обязательства (займы, ипотеки и т.п.); расходы декларируются, если одноразовый расход превышает 60,9 тыс. грн (50 МЗП); нематериальные активы, в том числе объекты интеллектуальной собственности, если они могут быть оценены в деньгах; должности или работа, которая выполняется или выполнялась по совместительству, и вхождение субъекта декларирования в руководящие, ревизионные или надзорные органы организаций.
В декларации нового образца помимо прочего есть еще один интересный пункт, который не позволит чиновникам «сваливать» свое имущество на родственников – так, теперь обязательно нужно декларировать имущество родственников. Но только тех, с которыми декларант связан общим бытом, имеет взаимные права и обязанности и совместно проживает. Исключение составляют только супружеские пары. Даже если они не живут вместе, но брак не расторгнут, декларируется имущество обоих супругов. Ну, и конечно же, куда ж без возможности «улизнуть» — член семьи субъекта декларирования может отказаться предоставлять какие-либо сведения для заполнения декларации, и он не будет нести за это никакой ответственности, поскольку декларирование — обязанность служащего.
Помимо всего вышеперечисленного теперь чиновники будут нести административную и уголовную ответственность за «ошибки» при заполнении декларации. Но для наступления хоть какой-то ответственности чиновнику придется ошибиться хотя бы на 137,8 тыс. грн. (100 МЗП). Более того, если недостоверные сведения в декларации отличаются от достоверных на сумму от 137,8 тыс. грн. до 344,5 тыс. грн. (от 100 до 250 МЗП) — за это наступает только административная ответственность, т.е. штраф, который составит от 17 тыс. до 42,5 тыс. грн. Если же сведения отличаются от достоверных на сумму свыше 344,5 тыс. грн, при доказательстве умысла, преступник наказывается штрафом от 42,5 тыс. грн. до 51 тыс. грн., или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, или лишением свободы на срок до двух лет с обязательным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если неправильно указать копейки после запятой в декларации, никто не будет подпадать даже под административную ответственность. А 137,8 тыс. грн — это совсем не копейки, ошибиться на такую сумму не так уж и просто. Во всяком случае, ни административная, ни уголовная ответственность не наступает автоматически. Нужно будет доказать факт такого несоответствия и умысел декларанта на внесение заведомо неправдивых данных. Несвоевременность же подачи декларации без уважительных причин наказывается наложением небольшого штрафа в размере от 850 до 1700 грн.
Новая система декларирования вызвала бурю возмущений среди чиновников из-за ее открытости и общедоступности. Потому стоит отметить, что все персональные данные, такие как адрес, данные паспорта, идентификационный код будут скрыты. Да и НАПК не будет мониторить декларации каждого из чиновников. Эта задача возложена на плечи граждан. Так как по обращению любого человека с подозрением на того или иного чиновника НАПК обязуется проводить проверки.
Потому действительно, честным чиновникам бояться нечего. На мастер-классе в Запорожье журналисты «ГОЛОСА» решили у самих же чиновников поинтересоваться их мнением по поводу декларирования. Но к нашему большому удивлению все наотрез отказывались давать какие-либо комментарии. И тут, как ни крути, возникают сомнения в честности и открытости наших чиновников.
Я, как журналист, с нетерпением жду обнародования доходов запорожских чиновников и готова поспорить, что на одной мне список далеко не заканчивается. Весьма любопытно будет посмотреть декларации первых лиц области и района. Например, по декларациям за 2014 год глава облсовета, он же экс-глава облгосадминистрации Григорий Самардак, согласно данным «Инфографика UA», вошел в пятерку самых богатых глав области. Его заработок составил 1 862 046 гривен.
ыло бы интересно узнать о доходах нынешнего губернатора Константина Брыля и его команды. Стоит упомянуть, что Константин Брыль уже задекларировал свои доходы за 2015 год. На его банковском счету числится 200 тыс. гривен, также были задокументированы загородный дом, две квартиры и три автомобиля. Помимо прочего, указано, что его семья заработала 420 тыс. гривен. И тут стоит вспомнить о разводе губернатора. Так, 1 июля его жена подала на развод. Об этом стало известно из судебного реестра.
Незадолго до развода в сети появились совместные фотографии Брыля с женой, где они посещали фестиваль семьи. И казалось бы, счастливая семья, с чего вдруг развод? Но теперь все пазлы сложились. Если супруги состоят в браке, то указывать доходы и имущество обоих обязательно. А теперь гораздо проще переписать все имущество на жену и «откреститься» от него.
Запорожский губернатор разводится с женой
Также хотелось бы упомянуть о первом заместителе главы ОГА Дмитрие Давтяне, который, кстати сказать, был модератором на презентации е-декларирования в Запорожье. Он так же как и губернатор уже задекларировал свой доход, который составил 7,2 млн. гривен – наибольший из всей команды Брыля.
Дмитрий Давтян назвал свой доход
Стоит отметить, что на презентации новой системы декларирования Давтян заметно волновался и задавал сотрудникам НАПК уточняющие вопросы.
Если подняться с регионального уровня на всеукраинский, то стоит вспомнить, что в первую очередь декларацию заполняет президент Украины Петр Порошенко. Его декларация заинтересует общественность в первую очередь. Особенно после скандала с панамскими оффшорами нашего президента. Как стало известно журналистам, Петр Порошенко не задекларировал оффшорную компанию, которая была создана для перевода компании «Рошен» в юрисдикции Британских Виргинских островов.
У Петра Порошенко нашли оффшорную компанию
В начале статьи речь шла о том, что электронные декларации — обязательное условие для введения безвизового режима с ЕС. Автоматически назревает вопрос: как это происходит у них?
В Германии, например, декларацию заполняют абсолютно все налогоплательщики, независимо от знимаемых ими должностей и сферы деятельности, но только в особых случаях. К таковым относятся, например, ситуации, когда немецкий гражданин получает дополнительные доходы из других источников, не относящихся к его основной работе. Если проще, то Ангела Меркель не отчитывается ежегодно перед жителями Германии о своих доходах. Но в то же время какой-нибудь Ганс из Гамбурга должен предоставить в налоговую службу декларацию, если он получает субсидии от государства или, например, получает прибыль за свою научную деятельность, помимо основной работы. И так не только в Германии, ни одна из стран-членов Евросоюза не обязует своих чиновников отчитываться о доходах.
Соотвественно, напрашивается вывод, что Европейские страны не доверяют украинским чиновникам, если обязуют их отчитываться о своих доходах. Смогут ли украинские слуги народа завоевать доверие более развитых стран и тем самым пробить для Украины окно в Европу, станет известно уже в октябре текущего года.
Екатерина ЭЙХМАН