Внешняя политика Украины: как Запорожью выйти из тупика?

Два с лишним года наша внешняя политика была еврооптимистичной. Она строилась на завышенных ожиданиях, лучших сценариях, переоценке собственных возможностей и недооценке рисков. Риторика, вышедшая из дней Майдана, во многом заменила нормальную работу по стратегическому планированию и выработке внешней политики, более соответствующей особенностям крайне сложного исторического момента. Осложнение украинско-российских отношений сказалось на уровне отечественной экономики. Из-за политических пертурбаций, начала войны на Донбассе и снижения потребительского спроса из-за девальвации национальной валюты пострадали в том числе и запорожские промышленные предприятия.

  • Директор запорожского завода о евроинтеграции: «Мы ничего не выиграли для нашей страны»

— Единственное, на что мы надеялись – это на отмену пошлин, — рассказал директор запорожского завода «Метпромсервис» Феликс Кусаев. — И это не произошло.

По словам Кусаева, в Украине металлических отходов, которые можно перерабатывать, каждый год становится всё меньше. Причина – отсутствие развития машиностроения.

— Соответственно, нам остаётся привлекать сырьё из Европы. Там отлично работает машиностроение и накапливается лом, который надо перерабатывать, — рассказал Феликс Кусаев. — Мы недавно мониторили наши позиции по продукции, которую мы выпускаем – это, в частности, алюминиевый раскислитель, алюминиевая чушка. Я скажу, что мы ничего не выиграли для нашей страны. ЕС защищал себя от Украины, России и ещё нескольких стран. Мы думали, теперь отменят пошлины. Нам же всем рассказали, что пошлины будут нулевыми. Но если пошлина на алюминий была 6%, её сократили до 4,8%. То есть 1,2% не решают, в принципе, ничего. Соответственно, нас не делают более конкурентоспособными с европейскими предприятиями. Купив сырьё там, привезя сюда, сделав продукцию и вернув обратно, мы автоматически платим 5% пошлины. При рентабельности бизнеса 5-7% — нам дорога туда закрыта.

Отметим, ООО «Метпромсервис» контролирует 80% украинского и 5% мирового рынка ферротитана.
Ферросплавный мини-завод «Метпромсервис»выпускает ферроникель, ферротитан, ферроникельхром и другие ферросплавы, перерабатывая отходы машиностроения.

  • «Днепроспецсталь» о евроинтеграции: «Мы находимся в неравных условиях

— Для нашей продукции на европейском рынке не существует и не существовало раньше ввозных пошлин. Ни в одну страну Европы. Поэтому соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС на нашу работу фактически не повлияло, никаких преимуществ и преференций для нас в этой связи не появилось, — рассказал директор по сбыту ПАО «Днепроспецсталь» Александр Шабанов. —  Существовал лишь вопрос конкуренции и цены. В некоторых случаях мы не могли пройти по ценам, потому что более дешёвые предложения давали китайцы или россияне. Сейчас, в связи с тем, что рынок, в том числе Евросоюза, сжался, наши поставки на Европу стали меньше. Сильно поджимает Китай, заваливший Европу дешёвым металлом – цены рушатся, европейцы сами кричат о том, что их заводы вынуждены останавливаться, и они не могут дать работу своим рабочим. Соответственно, меньше заказов и у нас. Кроме того, основа европейских заказов у нас – это машиностроение. А оно в Европе тоже упало, а за ним – и потребность в нашем металле. Но подчеркну , никаких законодательных проблем с поставками у нас раньше не было.

  • Руководитель запорожского завода ферросплавов: «Я не вижу изменений, которые могли бы активизировать экономику»

— Экономика очень здорово «просела», — отметил председатель правления ПАО «Запорожский завод ферросплавов» Павел Кравченко. — Производство снизилось. Предприятия снизили объёмы потребления металлов. И я не вижу тех изменений, которые могли бы активизировать экономику и производство.

По словам Кравченко, есть сложности в условиях работы «Ферросплавного» с конкурентами, которые поставляют металл в Европу — Индией и Китаем. Происходит конкуренция по цене и условиям поставки, по логистике.

— Нам очень сложно с ними конкурировать, если вопрос касается себестоимости, потому что цена на электроэнергию у нас выше, чем у конкурентов. Но мы иногда выигрываем за счёт логистики и условий поставки, когда можем нужное количество загрузить в контейнеры (а в Европе это приветствуется), когда мы можем загрузить в биг-беги, и к ним приходит качественный металл в те сроки, когда им удобно. Но конкуренция очень жёсткая.

Отметим, что акционерное предприятие «Запорожский завод ферросплавов» – один из крупнейших в Европе производитель ферросплавов не только по объемам производства, но и по выпускаемой номенклатуре сплавов. Доля производства предприятия в Украине составляет 30-35%, в мировом объеме ферросплавов –1-2%. Качество управления и товарной продукции подтверждено международным стандартом качества ISO 9001:2008.

  • Ростислав Шурма о евроинтеграции: «Никто нам не поможет, кроме нас самих»

— Главная проблема, которая существует – это конкурентоспособность украинской продукции на европейских рынках, — подчеркнул генеральный директор ПАО «Запорожсталь» Ростислав Шурма. — В настоящий момент европейский рынок открыт для украинской продукции, и сейчас экспорт продукции из Украины вырос в страны Евросоюза. Практика показывает, что успешно в Европу продают те предприятия и компании, которые и раньше работали на этом рынке. Украинским предприятиям предстоит пройти длинный путь. В первую очередь – это открыть для себя эти рынки, найти партнёров, понять их требования и перестроить внутреннюю структуру предприятия, чтобы соответствовать этим требованиям.

Ростислав Игоревич подчеркнул, что промышленные предприятия ключевых отраслей Украины в силу затяжного политического и экономического кризиса также резко снизили объемы производства, многие совсем остановлены. Такое же давление испытывает и комбинат «Запорожсталь».

  • Почти без движения: Запорожский автозавод за год уменьшил производство в 7 раз

После длительной остановки конвейера «ЗАЗ» возобновил работу для выпуска продукции в небольших объемах. Как сообщила пресс-служба корпорации «УкрАВТО», за этот период планируют поставить в сеть автосалонов около 2 тысяч автомобилей модельного ряда ЗАЗ для продаж. После этого завод снова остановит работу.

По словам пресс-службы предприятия, причиной остановки Запорожского автомобилестроительного завода является сложная экономическая ситуация в стране.

— В условиях обвала продаж новых автомобилей на рынке Украины и фактически остановки экспортных поставок в РФ производить автомобили «на склад» не имеет экономической целесообразности, – сообщили в руководстве предприятия.

  • В Европе нас не ждут

Когда европейский мираж рассеялся, а революционный пыл немного поутих, оказалось, что европейских зарплат и перспектив у нас нет и в обозримом будущем не будет. Запад не только не спешит открывать для нас двери, но уже даже начинает прикрывать форточки.

  • Захлопнутая форточка: Польша закрыла режим малого пограничного движения с Украиной

— Европа нас не ждет. Дверь закрыта на амбарный замок. Все, что нам остается, – заниматься не евроинтеграцией, а европеизацией. Это две идеологически разные парадигмы, — считает политолог Михаил Павлив, анализируя заявление председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, который считает, что Украина не вступит в ЕС в ближайшие 20-25 лет.

  • Глава Украналитцентра: На рынках ЕС Украину не ждут, нас может спасти только Китай
  • Великобритания прощается с ЕС
  • Швейцария отозвала заявку на вступление в ЕС

По истечении двух лет Украина не приблизилась к членству ни в НАТО, ни в ЕС, осталась с подвешенным в воздухе статусом особого партнера США вне НАТО, зашла в тупик в процессе урегулирования конфликта на Донбассе.  Очевидно и то, что текущий тупик обусловлен отсутствием видения будущего европейской системы безопасности и места Украины в ней. При минимальных шансах вступить в НАТО и еще меньших — в ЕС, где окажется Украина, и чем это будет отличаться от того, что было раньше? Какой будет формула отношений с Россией, кроме того, что это будут отношения с крайне низкой степенью доверия? На эти вопросы нет ответа ни в Киеве, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне.

spot_img
Важливо
Схожі новини