Несколько недель назад владелец ТМ «Наша Ряба», миллиардер Юрий Косюк дал громкое интервью «Голосу Америки». Косюк рассказал о жульничестве со стороны европейских партнеров, которые установили заниженнные квоты на украинские товары, о закрытии российского рынка, о разочаровании отечетвенного бизнеса и затягивающемся падении экономики. В конце инервью Косюк назвал 2016 год первым, в котором его компания не будет инвестировать в новое строительство.
Судя по бурной реакции, которую вызвало интервью Косюка, он лишь публично озвучил то, о чем думают многие украинские бизнесмены. Поэтому наш сайт решил узнать у запорожских бизнесменов, какие изменения произошли за два года евроитеграции, что изменилось в отечественной экономике и ждать ли нам «украинского экономического чуда», о которой говорили политики со сцены Майдана. Мы начинаем серию интервью с крупными игроками запорожского бизнеса, чьи доходы во многом зависят от экспорта украинских товаров на внешние рынки. Первым нашим собеседником стал директор запорожского завода «Метпромсервис» Феликс Кусаев. Забегая вперёд, скажем, что наш собеседник полностью подтвердил слова и настроения Юрия Косюка.
«Голос Запорожья»: — Феликс Аркадьевич, с 2016 года начало действовать Соглашение об углублённой и всеохватывающей Зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Как руководитель предприятия, ведущего внешнеэкономическую деятельность, скажите — вам стало проще работать?
Феликс Кусаев: «Евроинтеграция» началась у нас «в голове» ещё в 1998 году. На этом предприятии я стал учредителем в 2003 году, и у нас изначально были политика и мышление европейские. Мы аттестовались по европейским стандартам ещё в 2003-м, получили сертификацию. Понимая, что основные рынки сбыта — в Европе, мы должны выполнять требования тамошних потребителей в первую очередь, иначе мы туда никогда не попадём. Я ещё тогда ездил в Европу и смотрел – как там предприятия работают, и брал за основу их модель работы.
«Г.З.»: — Мешала ли вам окружающая обстановка? То, против чего «стоял» Евромайдан?
Ф.К.: Основной вопрос, за что стоял Евромайдан – это евроинтеграция. Что если Украина интегрируется в Европу – нам будет лучше. Но мы много ездим по европейским странам, в частности, в Прибалтику много летаем. Страны Прибалтики давно интегрировались и даже стали членами Евросоюза. Но людям от этого не стало комфортней жить там. Немного поднялись зарплаты, но сильно увеличились расходы на жизнь. И я бы не сказал, что люди стали от этого счастливы. А вообще я считаю, что евроинтеграция прежде всего находится в голове. Если человек захочет принять европейскую модель развития, он это сделает без каких-либо евроинтеграций. Если предприятие может предложить хорошее качество, сервис и цены – то он и без этой «евроинтеграции» мог попасть на европейский рынок.
«Г.З.»: — Связывали ли вы с евроинтеграцией перспективы своего предприятия? Нужна ли вам была эта формальность?
Ф.К.: Единственное, на что мы надеялись – это на отмену пошлин. И это не произошло. В Украине металлических отходов, которые можно перерабатывать, каждый год становится всё меньше. Причина – отсутствие развития машиностроения. Соответственно, нам остаётся привлекать сырьё с Европы. Там отлично работает машиностроение, и накапливается лом, который надо перерабатывать. Мы недавно мониторили наши позиции по продукции, которую мы выпускаем – это, в частности, алюминиевый раскислитель, алюминиевая чушка. Я скажу, что мы ничего не выиграли для нашей страны. ЕС защищал себя от Украины, России и ещё нескольких стран. Мы думали, теперь отменят пошлины. Нам же всем рассказали, что пошлины будут нулевыми. Но если пошлина на алюминий была 6%, её сократили до 4,8%. То есть 1,2% не решают, в принципе, ничего. Соответственно, нас не делают более конкурентоспособными с европейскими предприятиями. Купив сырьё там, привезя сюда, сделав продукцию и вернув обратно, мы автоматически платим 5% пошлины. При рентабельности бизнеса 5-7% — нам дорога туда закрыта.
«Г.З.»: — Вы часто бываете в европейских странах. Как там воспринимают события в Украине?
Ф.К.: Украину там сильно поддерживают. Морально. Насколько финансово поддерживают – вопрос к нашему правительству, но эти деньги надо будет отдавать. Они говорят: «Молодцы! Вы всё правильно сделали как страна, вам надо развиваться!», но это просто слова поддержки. Ещё на примере кризиса 2008-2009 годов практика показала, что в этих условиях европейские компании будут обслуживать только «своих».
Справка «Голоса Запорожья»: ферросплавный мини-завод «Метпромсервис» выпускает ферроникель, ферротитан, ферроникельхром и другие ферросплавы, перерабатывая отходы машиностроения. Предприятие основано в 1997 году. Коллектив – 150 человек, средняя зарплата 6700 грн. По итогам 2015 года мини-завод заплатил в бюджет 23 млн. грн.
ООО «Метпромсервис» контролирует 80% украинского и 5% мирового рынка ферротитана. Страны, с которыми сотрудничает предприятие: Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды, Китай. Руководитель предприятия — Феликс Кусаев.