Максим ОСТАПЕНКО: «Хортица — это не кусок земли, который нужно поделить и распродать, это — духовный центр, которым будет гордиться вся Украина»

От автора: Вряд ли в Запорожье да и во всей стране найдется человек, настолько хорошо знающий историю острова Хортица. Кажется, о заповеднике Максим Остапенко готов говорить бесконечно. Ежегодно запорожцы и гости города узнают новые интересные подробности из жизни одной из главных достопримечательностей региона: на Хортице находят ценные артефакты, обнаруживают необычные растения и животных, а сам заповедник регулярно становится объектом внимания для украинских и мировых исследователей. Как сейчас обстоят дела на Хортице, с какими проблемами сталкивается жемчужина нашего края и какие перспективы ей пророчат , нам ответил генеральный директор национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко.

— Максим, вы уже не первый год возглавляете заповедник, вспомните, с чего вы начинали, в каком состоянии он вам достался?

— Вся моя жизнь связана с Хортицей, собственно моя первая работа здесь началась – в заповеднике я работаю с 1989 года. Прошел путь от лаборанта до генерального директора. Хортица сильно изменилась за последние десятилетия. В последние годы безусловно наметилась тенденция, что общество начало осознавать Хортицу как важную историко-культурную и одновременно сакральную, священную территорию для нашего народа, для государства, потому что каждый народ в определенный период начинает понимать, что без идеологических символов, без таких мест силы, без мест, которые объединяли бы народ, нацию , невозможно дальнейшее существование. И безусловно, Хортица становится одним из таких объектов. 50 лет тому назад Хортица была объявлена заповедной территорией, она прошла очень сложный и тернистый путь. Были взлеты, были падения, были огромные проблемы, которые иногда могли практически испортить всю работу по созданию заповедной Хортицы. За последние годы ситуация стабилизировалась, и однозначно общество и элиты, которые есть в нашем окружении,  изменили отношение к Хортице, хотя проблем остается очень много, как и во всей нашей стране. Но принципиальные изменения наступили: уже не нужно уговаривать первых лиц города или области, государства, рассказывать им, для чего нужно беречь Хортицу, для всех это уже аксиома. В последние годы мы отрабатываем механизм защиты Хортицы, ведь угроз очень много. Это и земельные вопросы, которые были проблемными еще в 1980-х годах, так они в значительной степени остаются такими и сейчас. Мы нашли определенный набор механизмов, как защищать Хортицу, и с каждым годом и месяцем мы находим дополнительные меры защиты, чтобы превратить Хортицу в первую очередь в территорию закона, собственно администрация заповедника стремится к тому, чтобы здесь заработал закон. Пусть он не идеален на сегодняшний день, пусть этот закон не всегда может защитить в полной мере, но он должен заработать, потому что на Хортице удивительным образом случилось, что за десятилетия создания заповедника и одновременно существования в границах города в противоречие вошли огромное количество факторов и законов. И сейчас Хортица остается очень большой и нерешенной проблемой для многих людей, которые пытаются понять юридический статус этой территории, потому что с одной стороны это государственная собственность, а с другой — огромное количество коммунальных и частных объектов. Есть диалог со всеми ветвями власти, и ,я думаю, что на протяжении ближайших лет мы решим проблемы Хортицы и Хортица начнет работать на общество, на нашу громаду, на развитие туризма и создание имиджа нашего государства. Дай Бог, чтобы Хортица стала также одним из идейных и идеологических объектов нашего края.

— Говоря о земельных вопросах, вы наверняка имеете в виду вопросы приватизации? Ведь не секрет, что Хортица – это лакомый кусочек для многих запорожцев…

— И вопрос приватизации в том числе. Есть решение Конституционного суда, которое было еще в начале 2000-х годов инициировано по обращению народных депутатов, которое однозначно зафиксировало, что приватизация на Хортице запрещена. С другой стороны, мы понимаем, что есть как минимум 40 официальных, законных пользователей и есть большое количество объектов, которые в тот или иной период времени оказались во владении разных субъектов и физических лиц. Этот вопрос нужно решать. Нельзя отмахнуться, запретить и все. Мы – историко-культурное учреждение в системе Министерства культуры, набор полномочий у нас четко ограничен памятками, реставрацией, музейными объектами. Мы на себя берем спектр намного шире – это и земельные вопросы, и содержание зеленых насаждений, и контроль за общественным порядком. Одно из самых наших главных достижений – расширение полномочий заповедника от музейного спектра до огромного комплекса вопросов, которые необходимо решать на Хортице. Эти проблемы сейчас ежегодно решаются, продвигаются, и можно надеяться на то, что и далее те органы, те государственные структуры, которые также должны этим заниматься, наконец начнут выполнять свою функцию.

— На Хортице есть и частный сектор, и жилые дома. Законны ли подобные строения в рекреационной зоне?

— В 2004 году был разработан Генеральный план развития заповедника, в котором было четко зафиксировано, что на Хортице есть объекты коммунального хозяйства, в том числе и жилой сектор. Это было определено Генпланом, как коммунальная зона, которая не противоречит заповеднику. Однако в законодательстве огромное количество пробелов, которыми пользуются люди, желающие сделать неправильные шаги по отношению к заповеднику и Хортице. Мы стараемся с этим бороться, но необходима четкая политическая воля на уровне первых лиц государства и области, четкая позиция правоохранительных органов – мы не можем сами подавать иски против застроек – это должны делать органы прокуратуры. Нужна четкая позиция экологической, архитектурной инспекций – тех органов, которые являются контролирующими. Заповедник не является контролирующим органом по определению. Мы можем зафиксировать нарушения, составить соответствующие акты, протоколы и передать их дальше тем органам, которые имеют полномочия. Хортица – это не кусок земли, который нужно поделить и распродать, это духовный центр, которым будет гордиться не только Запорожье, но и вся Украина. И это можно сделать : у Хортицы есть колоссальный потенциал как с точки историко-культурной – уникальные музейные коллекции, природная составляющая, так и  с точки развития туризма. Заповедник Хортица принимал за сезон до четверти миллиона организованных туристов. А сколько еще неорганизованных? Если мы, условно говоря, выйдем на миллион туристов в год , мы получим полноценную отрасль экономики. Хортица в этом занимает ключевую роль, есть туристы, которые едут за впечатлениями именно на остров. Запорожье не должно славиться только заводами.

— Говоря о туризме, нельзя не затронуть транспортный вопрос. Одной из самых больших проблем заповедника было отсутствие прямого транспортного сообщения с городом. В прошлом году вы с сотрудниками музея натравляли обращение мэру Александру Сину с требованием решить эту ситуацию. Чего удалось добиться? На какой стадии сейчас этот вопрос?

-На самом деле пока что принципиально ситуация не изменилась – как ходил один маршрут, так и ходит, возможно он удобен для сотрудников заповедника, но не для туристов. Сейчас поставлено четкое задание властям – разработать маршрут, который мы предлагали – «музейный». Он охватил бы центральную часть города , от краеведческого музея через Хортицу к Запорожскому дубу. Это должен быть обычный городской маршрут, но ориентированный на людей, которые путешествуют. Есть полно примеров, когда городские власти делали все для того, чтобы привлечь туристов. Мы должны лишиться стереотипа, что мы город металлургов и машиностроителей. Безусловно, хорошо, что есть такая отрасль экономики, но мы должны формировать и культуру. Таких мест, как Хортица, осталось очень немного. Хортице повезло, что она не была застроена городской инфраструктурой. Это место, где началось формирование запорожского казачества как субъекта современной модерновой украинской нации. Здесь есть уникальная коллекция – пять старинных кораблей, изученных и законсервированных,  сейчас уже заканчиваем реставрацию. Это уникальный музей старинного судоходства в степной зоне. Самые старые корабли датируются ІХ столетием, новейшие – ІХХ столетием. В дальнейшем эта коллекция будет увеличиваться, будет пополняться новыми находками. Сюда будут ехать люди со всего мира – больше нигде нет коллекций речного судостроения, которое было ориентировано на море. Музейная составляющая, эти пять уникальных экспонатов, требуют очень пристального внимания со стороны государства. Мы закрылись на реконструкцию – к сожалению, то сооружение, которое когда-то было спешно построено , не очень качественное и нуждается в модернизации. Музей казачества требует создания современного  сооружения. Выставка, которая была создана еще в 1983 году, представляет собой экспозицию истории города Запорожья, где была и Великая Отечественная война, и строительство Днепрогэса, и ІХХ столетие. Собственно, казацкой истории там было в лучшем случае пятая или шестая часть экспозиции. На самом высоком уровне сейчас поставлена задача создать полноценную выставку, которая бы раскрыла все аспекты запорожского казачества, но это требует современного полноценного модерного сооружения, которое бы дало возможность современными методами, с привлечением компьютерных технологий, интерактивных разнообразных проектов людям показать страницы истории – в заповеднике хранится уникальная коллекция ХV — ХVІІІ столетий, которая требует целостной экспозиции. Это огромное задание, которое необходимо донести до наивысшего уровня власти. Современный музей – это в первую очередь создание образа, который запоминается на всю жизнь. К сожалению, пока что в государстве и в нашем городе не так много людей, которые могут понять, насколько это важно. Нужно думать о будущем, о сохранении истории, как ее преподнести будущим поколениям. Когда мы действительно гордимся историей, знаем и передаем ее – мы защищаем ее. Это защита памяти предков, к которой мы имеем отношение. Важно, чтобы такие объекты, как Хортица,  работали на общество, укрепляли наше общество в формировании единой современной украинской нации.

— А как же международные инвестиции?

— Мы активно работаем с разными организациями, ведем диалог и ищем возможность сотрудничества. В прошлом году был замечательный проект с каналом ВВС, журналисты которого отсняли проморолик, посвященный Хортице, запорожскому казачеству. Ролик посмотрело огромное количество людей во всем мире. Мы уже два года сотрудничаем с Посольством Соединенных Штатов в проекте обновления и реставрации старинных кораблей.

— На территории заповедника неоднократно обнаруживают интересные артефакты. Расскажите о последних находках.

— У нас работает активная археологическая группа, в этом и прошлом годах они были сосредоточены на реставрационном проекте старинных кораблей, а два года тому назад было исследовано уникальное культовое святилище, объект эпохи бронзы, что возле профилактория завода «Запорожсталь». Я уверен, что в дальнейшем мы создадим соответствующую инфраструктуру, чтобы его можно было посещать туристам. Этот объект заработает не только как археологическая памятка, это будет полноценный туристический объект. В данный момент проходит серьезная экспедиция совместно с варшавским университетом. Наши археологи работают в Херсонской области на скифском городище, мы изучаем вместе с поляками очень интересный проект. Рядом находится памятка национального значения – единственная сохранившаяся каменная Запорожская сечь ХVІІІ столетия в Херсонской области. Мы совместно с Херсонской обладминистрацией разрабатываем концепцию развития этого проекта как историко-культурной памятки.

— В нынешнем году сотрудники заповедника выиграли в конкурсе социальных инициатив. Расскажите, какой проект помог стать победителями?

— Мы уже третий год сотрудничаем в рамках социнициатив, и каждый раз наши коллеги подавали новые музейные экспозиции в историко-культурном комплексе «Запорожская сечь». Сначала это была казацкая пушечная, затем казацкий табор — эти объекты чудесно работают и их посещают тысячи людей. В этом году к 25-летию Независимости мы решили сделать экспозицию, которая бы раскрыла историю Запорожских сечей от их возникновения до последней, так называемой новой сечи, которая была уничтожена по приказу Екатерины II. Этот проект вошел в число полуфиналистов, является победителем соцпроектов «Запорожстали». Это будет интересно, креативно, неординарно. Люди запоминают настроение, эпоху, и если это впечатляет, то человек хочет и далее интересоваться историей. Задача этих проектов – формирование современного человека интересоваться  своими предками,  страницами истории. Этот проект будет реализован в этом году и будет достойно раскрывать эти задания.

— Какими вы видите Запорожье и, в частности, Хортицу через десять лет?

— Мне бы хотелось, чтобы Запорожье не ограничивалось Хортицей, чтобы город осознал свою миссию в нашем государстве. В последние годы мы видим не очень хорошие тенденции в развитии Запорожья. Нужно искать вещи, которые бы оставляли тут креативных людей. В последнее время было сделано все для того, чтобы выдавить отсюда бизнес, талантливых людей с независимой позицией, своеобразным видением. Запорожье должно дать свежий воздух в плане развития гражданского общества, поддержки людей, которые ищут свое место в нашем городе. Любой город полноценен тогда, когда есть интересная разнообразная инфраструктура. Наши дети должны гордиться тем, что здесь живут. Либо мы движемся вперед, либо начнем деградировать. От каждого из нас зависит, где мы окажемся через пять или десять лет.

Беседовала Алиса СЫСОЕВА

 

spot_img
Важливо
Схожі новини