Депутат горсовета от УКРОПа Руслан Ярошенко: «Рыба гниет с головы»

Депутат городского совета от фракции УКРОП Руслан Ярошенко и один из организаторов общественного движения «Громадська  рибоохорона Запоріжжя» подвёл итоги борьбы с браконьерством в период нереста рыбы. Интервью с активистом записал журналист информационно-аналитического портала «Акцент».

Справка: «Громадська рибоохорона Запоріжжя» включает в себя несколько общественных организаций, направленных на борьбу с браконьерством и незаконным выловом рыбы в Запорожском регионе.  Большинство людей, объединенных в сообществе – выходцы из Самообороны и демобилизованные бойцы АТО.  Бороться за сохранение водных ресурсов в Запорожье  движение начало в 2014 году после Революции достоинства.

-Руслан Викторович, расскажите, каких успехов вы достигли в этом году?

— Наше объединение попыталось охватить максимальную территорию в Запорожской области  — от Васильевки до верхнего русла Днепра, выше плотины.  В период нереста (запрета на вылов рыбы) с 5 апреля по 18 июня активистами было совершено почти 100 рейдов по всей акватории Днепра в районе Запорожья. За это время совместно с экологической инспекцией и рыбинспекторами нами было выявлено десятки километров сетей.  Так получалось, что рейды у нас были практически через день. В один день могло быть и несколько выездов   в разные места. В целом мы довольны. Если многие говорят, такого «дырявого» нереста давно не было, значит, это о чем-то говорит.

— Сколько из такого объема сетей удалось уничтожить?

— Все сети, которые попадали в руки, мы их резали сразу. Часть сетей мы сжигали, часть (6 км) лежит у одного из наших активистов. Часть  находится в экологической инспекции, там, где мы делали совместные рейды. Они их впоследствии тоже уничтожают.

-Сколько у вас всего активистов в организации? Кто вам помогал?

— Всего в рейды выходило более 60 человек.  Основной костяк нашей команды -это «Фальконет» , общественная организация на базе АТОшников. Все бывшие бойцы добровольческих батальонов —«Айдар»«Донбасс»« Азов»«Правый сектор» –  много ребят из бывшей «Самобороны». Что касается помощи, то часть денег мы собирали через благотворительные взносы. Хочу сказать спасибо и коллегам по депутатскому корпусу и бизнесменам – они также помогали талонами на топливо и денежными средствами. Это Виктор ПритАлексей БасовАртур ГатунокАлександр Ковалев. Помогал нам и ферросплавный завод. Тратили и свои личные деньги, помогали и друзья, знакомые, есть даже и анонимно переданные деньги. Мы могли бы достичь лучших результатов, но все упирается в топливо. Очень большие расходы.

-Во сколько обходится один такой рейд?

— Смотрите, на самый минимальный рейд на одной лодке нужно 20 литров топлива – это 450 грн. К примеру, в Васильевку чтобы съездить , нужно 60 л, мы туда несколько раз плавали, и не на одной лодке.  Потому очень хотелось бы, чтобы подключалось больше людей, кто хочет  помочь сохранить водные ресурсы.

-Какие проблемы вы видите в отрасли?

— Большая проблема — это не только браконьеры, но и рыбодобывающие компании. У нас в акватории Днепра только официально работает 26-28 рыбодобывающих компаний. По сути их никто не контролирует. Там масса нарушений.  Сети они располагают близко от берега.  Ячейки мелкие. Кроме того много нарушений с бирками, которые выдаются рыбоохраной. Часто они просто «левые». За нормами вылова никто не следит, в первую очередь рыбинспекция, хотя они это все должны контролировать. А по факту мы ездим и находим эти нарушения.

Рыбинспекция поначалу нас часто пыталась обманывать и дезинформировать

 —Как у вас складывается сотрудничество с государственными органами – запорожской рыбохороной,  экологической инспекцией?

— Сейчас мы в основном сотрудничаем только с экологами. Простой пример. Режешь сетки с экологическим инспектором, вопросов не возникает. Если же работаешь с  рыбинспекторами, они всегда категорически против порезки сетей. А поначалу они даже нас пытались водить за нос – дезинформировать. Мол, там и там могут быть «бракоши». Мы выезжаем – их там нет. Время и топливо потратили. Или еще случай. Взяли нас в рейд. Поехали в 8 утра по плавням. Заправили наше топливо. В общем,  решили экскурсию нам провести по Днепру. Будто мы не знаем, когда, где ставят сетки, когда их снимают….

Мы рыбаки-общественники готовы бесплатно помогать государственным службам.

Мы, образно говоря, любители, привозим полные лодки сеток.  А когда встречаем инспекторов – «Что у вас?,»  — «Да так, пару тряпок».  Еще комментарии нужны? Очевидно, у них есть договоренности.  Еще одно доказательство. Мы неоднократно останавливали браконьеров, а они звонят инспекторам. По примеру: «Вася, тут меня задержали какие-то люди. Помоги разобраться». Были случаи и когда ловили инспекторов с электроудочками…  Еще такой момент : если резиновая лодка, то ее еще могут забрать, а если металлическая лодка , то она гарантированно остается у владельцев. Инспекция просто пишет, что ловят с берега и все. И минимальный штраф,  который вообще потом многие даже не платят…  Так было неоднократно. Например, в районе о. Ленина с братьями Баранниками. Лодку у них никто не забирал. В нерест вообще нельзя выходить на лодках.  Ввели бы, например, не оплатил штраф – забрали плавсредство. Может еще больше результатов было бы. Еще раз скажу: было бы желание – порядок можно навести очень быстро.

-Руслан Викторович,  вы депутат городского совета. Помогает ли это как-то на воде?

— Когда есть корочка депутата, то конечно меньше скандалов, нарушители ведут себя более корректно. Корочка помогает. Хотя у нас были случаи, когда браконьерам абсолютно без разницы, кто там и что там – и стреляли вверх, и камни кидали из-за камышей. Этот случай на Конке был.  Да что говорить,  многим мы наступаем на хвост – слишком много денег здесь крутится.  Опасное это дело. Был случай, когда лодку активиста Юрия Потоцкого переехали.

 

-Во всех странах вылов в нерест для рыбаков разрешен, а у нас наоборот. Обычным людям ловить нельзя, а промышленным компаниям, научным организациям и браконьерам можно.Какие пути решения? Каким образом выглядит вся эта  коррупционная схема?

— Почему у нас все так происходит? Потому что есть прямая заинтересованность сверху. Кто выдает лицензии, квоты все? Главрыбвод. Все понимают, что рыбодобывающие компании в какой-то части работают незаконно. Сейчас вот в Киеве активисты хотят ввести мораторий на вылов рыбы в Киевском и Каневском водохранилищах на 2 года. Конечно же, Главрыбвод понимает, что он в такой ситуации лишается «куска хлеба». По браконьерам похожая ситуация. Кто-то крышует определенные участки.  Неофициально Днепр поделен на такие участки. Кто-то один участок крышует от рыбинспекции, кто-то другой от водной милиции, кто-то от экологов. Но как я уже говорил , наиболее честно и плодотворно мы сотрудничаем с экологами.  Хотя есть и среди рыбинспекторов те, кто идут на сотрудничество. Но таких единицы.

 —Что в первую очередь нужно делать? Как побороть коррупцию?

 Нужно чистить все нынешние структуры. Набирать новых людей, из тех же общественников, у кого реально болит сердце за нашу природу. Кто хочет оставить после себя хоть что-то своим детям, своему городу, своей стране. Нужно  усиливать контроль.  Много можно делать даже при нынешнем законодательстве.  Два простых шага – установить контроль над квотами и выловом рыбы рыбодобывающими компаниями и запретить стихийную торговлю рыбой на улицах города в нерестовый период.  Не будет точек сбыта – никто не будет незаконно вылавливать рыбу, поскольку ее просто некуда будет сдать. Но здесь еще и вопрос городской власти – пока что стихийные рынки никуда не делись. Должна работать инспекция по благоустройству. А не делать вид, что она существует.  Вы же понимаете, здесь все в доле. Что говорить, случай в Васильевском заливе, когда  в мае общественники вместе с экологами накрыли целую рыболовецкую базу. Мы отправили несколько  депутатских запросов , в национальную полицию и в местные органы власти  по поводу месторасположения этой рыбодобывающей компании – до сих пор не пришло ни одного ответа. Дело пытаются спустить на тормозах. А в это же время та же полиция будет рассказывать, как они выявили единичного  браконьера на Днепре с 4 килограммами рыбы, как было на прошлой неделе.  Боже, какие молодцы!!! Смешно, не правда ли?

Очень важно, когда по новой реформе будет формироваться водный патруль, то его  начальником должен стать авторитетный человек в обществе рыболовов, не из системы. Человек должен быть мотивирован, искренне переживать за сохранение водных ресурсов, за нашу экологию. И команду нужно набирать из общественников. Тех же рыбаков. Нужно хотя бы разбавить новые структуры. Уже только это, уверен, даст отличный результат. Будет налажен нормальный общественный контроль.

Зарыблять же акваторию Днепра тоже нужно не только толстолобом или белым амуром. Они все равно не разводятся в природных условиях. Нужно зарыблять аборигенными видами рыб.

Пример обычного «улова» общественников после рейда

-Какой опыт в других странах? Вы изучали?

— В других странах, той же Европе, вообще можно рыбу круглый год ловить. А у нас получается во время нереста, когда рыба нормально ловится, для людей, обычных рыбаков, действует запрет. А рыбодобывающие компании, через те же научные лицензии или через «крышу»  рыбинспекции и правоохранительных органов спокойно ловят в неограниченных размерах (о схемах как обойти запрет на промышленный вылов рыбы в период нереста мы писали уже — прим.). Браконьеры также вольготно себя чувствуют. Сюрреализм какой-то.

-На уровне города, области что-то можно решить? Прорабатывали с коллегами?

— То, что в границах Запорожья, решается городским советом. Но у нас часто нарушения территориально в области – тут уже нужно, чтобы облсовет выходил на Главрыбвод. Думаю, что на эту проблему также должен обратить внимание наш губернатор. Все-таки в других регионах, выше по Днепру, проблемы тоже есть, но ситуация заметно лучше. У нас же за последние 5 лет ситуация достигла критической точки. Сейчас выловить судака на килограмм – за счастье. Уменьшилась популяция всех рыб – щуки, сома, леща, карпа, плотвы…  Сейчас можно иметь хороший катер с эхолотом, дорогие спиннинги и так далее, но даже это не дает гарантии, что ты поймаешь трофейную рыбу… А с берега того же судака выловить уже вообще нереально. Но, ничего, мы не унываем, будем бороться!

Александр Чубукин

 

spot_img
Важливо
Схожі новини