Ректор ЗНУ, нардеп Николай Фролов опубликовал на ресурсе «Бизнес цензор» свои размышления на тему: «Удастся ли заставить крупный бизнес платить налоги не через ФОПы».
Редакция ГОЛОСа публикует авторский текст в полном объеме:
«В Раде при моем соавторстве зарегистрирован законопроект, направленный на вывод из теневой экономики торговцев товарами высокого ценового сегмента и большого торгового бизнеса, который использует упрощенную систему налогообложения.
В письме Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» выражена просьба отозвать подписи народных депутатов-авторов проекта закона №7142 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно мер по детенизации обращения товаров и услуг» (далее — проект закона).
В обоснование своих претензий объединением «Фортеця» указано, что в случае принятия этого законопроекта будет уничтожена упрощенная система налогообложения в связи с тем, что в ней содержатся нормы относительно:
— Осуществления оприходования плательщиками единого налога товаров на основании соответствующих первичных документов;
— Ограничения плательщиков единого налога в выборе контрагентов, устанавливая преференции для плательщиков НДС;
— Расширения сферы обязательного применения регистраторов расчетных операций на упрощенной системе налогообложения и др.
Если объединение «Фортеця» выступает в защиту действительно честного и прозрачного малого и среднего бизнеса, то необходимо было основательно анализировать как положения проекта Закона, так и обоснование необходимости его принятия, приведенное авторами в сопроводительных документах.
Те якобы «страшные вещи» — это наличие первичных документов на приобретенные товары и применение регистраторов расчетных операций при их продаже.
На самом деле авторами проекта закона №7142 предлагается предусмотреть наличие первичных документов исключительно для физических лиц-предпринимателей (ФЛП), осуществляющих деятельность по продаже лекарственных средств, а также для продажи ювелирных изделий.
Продажа лекарственных средств без какого-либо документального подтверждения их происхождения и без выдачи фискальных чеков несет существенные риски для населения.
А ювелирные изделия относятся к предметам роскоши. Однако они почти полностью продаются крупными торговыми сетями через плательщиков единого налога. Причем без подтверждения их происхождения и без полного налогообложения.
Существует возможность продажи лекарственных средств или ювелирных изделий в цивилизованных европейских странах без выдачи фискального кассового чека покупателю? Очевидно, что нет.
Единственным необходимым условием вывода из теневого оборота вышеуказанных категорий товаров является введение цивилизованного способа подтверждения их приобретения субъектом предпринимательской деятельности.
Подтверждением их легального приобретения является наличие соответствующего первичного документа и фиксация факта получения выручки от продажи конечному потребителю. Это является предпосылкой полной уплаты налогов продавцом.
Фиксация происходит с помощью регистратора расчетных операций с фискальным режимом работы.
Проектом закона также предусматривается подтверждение первичными документами факта получения товаров теми ФОПами, осуществляющими деятельность на больших торговых площадях — в помещениях от 100 квадратных метров и в отдельных торговых объектах площадью от 150 квадратных метров.
То есть, с вероятностью практически 100% такие площади используются реальным крупным бизнесом с целью оптимизации налогообложения и легализации продажи контрабанды или товаров, полулегально ввезенных на территорию Украины.
Документом также предусматривается обязанность оприходования товаров, полученных от плательщиков НДС, только для тех плательщиков единого налога обязаны применять регистраторы расчетных операций. То есть для торговцев рисковыми категориями товаров (лекарственные средства, подакцизные товары), товаров высокого ценового сегмента (сложная техника и ювелирные изделия), а также торговцев, осуществляющих деятельность на больших торговых площадях.
Касаются предлагаемые изменения реального малого бизнеса? Ответ — нет.
Являются ли эти изменения отягчающими для полностью легальных ФЛП, которые могут себе позволить осуществление деятельности в крупных торговых объектах и с товарами высокого ценового сегмента? Опять же — нет.
Функционирование системы электронного администрирования НДС на сегодняшний день позволяет с высокой вероятностью проследить реальный цепочку поставки товаров. Движение товаров станет прозрачным от производителя / импортера до торгового объекта и обратно.
Помощь внедрению такой нормы достаточно проста — производители серийной продукции и оптовые поставщики не могут быть субъектами упрощенной системы налогообложения априори, поскольку:
— Для второй группы плательщиков единого налога предусмотрен максимальный оборот до 1500000 грн в год, то есть 125 000 грн. в месяц (незначительные обороты, которые не позволяют вести реальную деятельность по производству или оптовым продажам и действительно получать при этом прибыль);
— Для третьей группы плательщиков единого налога предусмотрен максимальный оборот до 5 млн грн в год со ставкой налога 5% от суммы выручки (при налоговой нагрузке по ставке 5% с оборота третья группа ФЛП также не может использоваться для производства товаров или оптовой торговли — то есть для сфер, где существует значительный объем расходов).
Таким образом плательщики единого налога второй и третьей групп в статусе так называемых «оптовых поставщиков» более чем в 95% случаях могут использоваться исключительно в схемах минимизации уплаты налогов.
При этом вышеприведенное правило оприходования товаров от плательщиков НДС не распространяется на сельскохозяйственную продукцию, поскольку ее производителями могут быть плательщики единого налога — сельскохозяйственные производители на 4 группе и на несерийные товары ручной работы, которые теоретически могут быть изготовлены ФОПом — плательщиком единого налога.
Кроме того, предложенное положение будет способствовать переходу действительно крупных торговцев на общую систему налогообложения, на которой они и должны находиться фактически, а не использовать упрощенную систему для оптимизации уплаты налогов.
Или, на выбор, оставаясь на упрощенной системе налогообложения, зарегистрироваться плательщиком НДС, что позволит обеспечить контроль реальных объемов приобретения и продажи конечным потребителям товаров такими ФОПами.
Итак, законопроект направлен именно на «отбеливание» деятельности субъектов реального крупного бизнеса, а не на малый бизнес, который даже в цивилизованных европейских странах не продает товары без подтверждающих документов и без выдачи фискальных кассовых чеков.
Таким образом проектом №7142 предлагается с помощью двух способов отделить реальных субъектов малого бизнеса, которые имеют полное право находиться на упрощенной системе налогообложения, субъектов реального среднего и крупного бизнеса.
Последние используют нынешнее правовое регулирование упрощенной системы исключительно в целях:
Во-первых, легализации продажи товаров высокого ценового сегмента, ввезенных на территорию Украины контрабандным путем или без уплаты каких-либо налогов;
Во-вторых, сокрытие реального объема наличной выручки от реализованных товаров (предоставленных услуг общественного питания) в торговых объектах большой площади.
При этом никоим образом не затрагиваются интересы реальных малых предпринимателей, которых так добросовестно пытается защищать объединение «Крепость» и защиту которых должно способствовать государство.
Не предвидится никаких изменений для плательщиков единого налога, для которых и должна функционировать упрощенная система налогообложения, а именно для ФЛП, осуществляющих деятельность:
— на рынках,
— в пунктах мелкорозничной торговой сети (как в отдельных, так и в тех, которые находятся в торговых центрах или в других объектах);
— во временных сооружениях для осуществления предпринимательской деятельности;
— в помещениях небольшой площади до 100 квадратных метров;
— в отдельных торговых объектах площадью до 150 квадратных метров.
Применение РРО — это не только печать и выдача расчетных документов для покупателей, это также единственный цивилизованный способ фиксации реальных объемов выручки, из которой должны быть уплачены налоги в бюджет.
Указанный законопроект никоим образом не влияет на реальных малых предпринимателей. Он направлен исключительно на вывод из теневой экономики торговцев товарами высокого ценового сегмента и рисковых категорий товаров, а также большого торгового бизнеса, который использует упрощенную систему налогообложения с целью оптимизации уплаты налогов.
Поэтому не поступают значительные суммы налогов в бюджет, реализуются контрабандные, поддельные или полулегальные товары, обогащаются отдельные лица — владельцы реального крупного бизнеса.
А в итоге — страдает население, которое не получает надлежащие социальные блага и не видит существенных улучшений в обеспечении условий жизни и инфраструктуры.