Выполняя многочисленные пожелания наших читателей, мы продолжаем интервью с Валерьяном Горбачевым, человеком, который длительное время принимал самое активное участие в разоблачении преступной деятельности криминального авторитета Евгения Анисимова.
— Валерьян Александрович, в чём, по-вашему, феномен Евгения Анисимова, и каким образом ему удалось, хоть и на время, полностью узурпировать власть в нашем регионе, сделавшись поистине чёрным властелином Запорожья?
— До 2007 года Евгений Анисимов ещё не был смотрящим и, как большинство запорожских нуворишей, занимался нелегальной разработкой отвалов металлургических предприятий, а также кражей готовой продукции, товарного металла с комбината «Запорожсталь». Крал много, что позволяло ему безбедно жить, содержать немалую приблотненную свиту и даже, хоть и неуклюже, в силу своих ограниченных умственных способностей пытаться заигрывать с некоторыми довольно значимыми фигурами украинского политикума. К примеру, с Народной артисткой Украины, народным депутатом, кумой президента Ющенко Оксаной Билозир. С этой дамочкой они даже проводили совместные довольно пикантные селфи, которые в настоящее время выложены «доброжелателями» в социальных сетях.
Кроме того, в сферу интересов будущего смотрящего попал и министр охраны окружающей природной среды Украины, будущий премьер-министр Крыма, ныне покойный Василий Джарты, через которого Евгений Анисимов (в очень узком кругу Аниськин и даже Клоун) пытался приватизировать все запорожские отвалы металлургических комбинатов. Именно эта его затея и настроила против него всё запорожское братство, которое кормилось с отвалов и вовсе не собиралось лишаться куска хлеба с маслом. Начались всем известные войны за отвалы — поначалу локальные, эпизодические. Анисимову пришлось хорошо потратиться, чтобы численно увеличить свою ОПГ. Но успех в этой войне ему никак не светил. Вместе его противники, если бы они объединились, были намного многочисленнее и сильнее. И они действительно начали сплачиваться. В результате этого даже был момент, когда Анисимов, предчувствуя недоброе, сбежал из города.
Но тут ему снова подфартило. В 2010 году президентом стал Янукович, а у Анисимова к этому моменту были наработаны хорошие связи с самой влиятельной в стране енакиевской группировкой. В результате ему была пожалована должность смотрящего. За это он должен был грабить Запорожье и запорожцев, львиную долю награбленного отдавая хозяевам. Ему также было позволено самолично выбирать и назначать прокуроров. Так в Запорожье появились прокурор области В. Кирилюк и его заместители Береговских и Герусь, которые систематически преступали закон, выполняя даже самые абсурдные и преступные поручения Анисимова, в том числе, заключая под стражу всех неугодных или посмевших ослушаться. То же самое было и с милицией. Именно Анисимов «привёз» в Запорожье из Донецка начальника УВД Владимира Сербу и недалекого участкового из пгт Ясиноватая Юрия Монастырского, ставшего первым замом начальника УВД Запорожской области. Милицейские начальники так же находились в фактическом рабстве у Клоуна, безропотно выполняя абсолютно все его пожелания, какие только могли зародиться в воспалённом мозгу системного наркомана, и у которого на почве злоупотребления тяжёлыми наркотиками стала развиваться прогрессирующая деменция (приобретённое слабоумие).
Хочу особо отметить, что своих главных холопов Сербу, Кирилюка, Береговских и особо Монастырского Анисимов периодически прилюдно жестоко избивал.
— А что, разве в Запорожье не было своих сотрудников милиции высшего ранга, которых можно было попытаться склонить к служению «верой и правдой» смотрящему?
— Да, были. И, прежде всего, это Александр Шмитько — патриот Украины, профессионал высокого класса и, не побоюсь этого слова, офицер чести. Этот человек никогда, ни за какие деньги не пошел бы в услужение к Клоуну. Слишком велика была между ними пропасть, и слишком хорошо он знал Анисимова, неоднократно «принимая» его как обычного преступника. Он относился к нему презрительно и брезгливо, и, конечно, сделать такого человека своим рабом Анисимов не смог бы. Александр Шмитько продолжил службу в другом городе. И тот факт, что сегодня этот офицер возглавляет силовой блок нашей прифронтовой области, вселяет в меня уверенность: запорожская земля – в надежных руках.
Но были ещё люди, осмелившиеся мужественно и дерзко бросить вызов Клоуну на самом пике его злодейской карьеры, а затем арестовавшие его в киевском аэропорту.
Прежде всего это бывший заместитель начальника Запорожского УБОП полковник милиции Евгений Сапрыкин, родом, кстати, из Енакиево. Жаль, что Евгений Иванович сегодня уже в отставке. Мало в жизни таких смелых, умных и порядочных правоохранителей, в которых по-настоящему нуждается наша страна.
— А что вы можете сказать о новом прокуроре Запорожской области Валерии Романове?
— Сразу видно, что человек умный, искренний и высокий профессионал. Лично меня как правозащитника приятно удивил тот факт, что он, чуть более месяца в нашей области, а так активно и результативно сдвинул с мёртвой точки ряд резонансных и долгоиграющих уголовных производств , которые старательно, разумеется, за немалую мзду от заинтересованных лиц, пытался похоронить его предшественник.
Особо позитивно взбудоражила всё Запорожье весть о том, что Валерий Петрович внёс в ЕРДР и начал досудебное следствие по новому уголовному производству, по ч. 1 ст. 155 УК Украины «о создании в 2010 году вышеуказанным уголовным авторитетом (Евгением Анисимовым) преступной организации для совершения ряда преступлений на территории Запорожской области».
Поживём – увидим. Лично я, и все активисты «Запорожской Антикоррупционной Народной Рады», которую я возглавляю, верим в его искренность, порядочность и профессионализм, полностью солидарны с ним и, действуя в интересах народа Украины и Запорожья, готовы поддержать его.
— А как сейчас поживают и чувствуют себя в Запорожье люди Анисимова?
— Пару человек находятся под стражей, вероятно, надолго. Многие подались в бега, как и сам Клоун. Многие думают, что порешали свои проблемы за очень большие деньги с бывшим прокурором Шацким и его первым заместителем Тарасом Дьяченко. Но это была пустая трата денег и усилий с их стороны, давшая им лишь временную отсрочку. Что-что, а разводить людей Шацкий и Дьяченко умеют. Тем не менее, мы убеждены, что новое руководство прокуратуры области все и всех приведет в соответствие с законом.
Здесь важно сказать, что в постреволюционный период в Запорожье проявился ещё один прелюбопытнейший феномен. В частности, сразу несколько бывших рабов Клоуна подались в революционеры-правозащитники и даже обзавелись корочками участников АТО.
Например, есть в Запорожье такой персонаж, как Василий Душный — человек с очень богатым и пестрым уголовным прошлым. В начале двухтысячных он числился в городе в роли своеобразного наркобарона, имевшего в подчинении пару десятков наркодилеров. Его родственник, один из руководителей Запорожского ОБНОНа, вместе со своими подчинёнными крышевал этих торгашей, а Душный, как и положено наркобарону, собирал с них дань, а также давал на реализацию товар, отобранный его компаньонами у других наркоторговцев. Жил Василий таким образом припеваючи много лет. Но однажды ему показалось, что он зарабатывает незаслуженно мало. Поэтому он решил самолично «восстановить справедливость в распределении материальных благ», то есть, как говорят в этой среде, стал крысятничать. Как результат, подельщики разоблачили Душного и хорошенько побили – сломали челюсть и повредили голову.
После этого Василий долго лечился и писал заявления, пытаясь сдать своих подельщиков-ментов, а с ними и своего родственника. Тут-то его и подобрал Анисимов, который решил, что бывший наркобарон может ему пригодиться. Поэтому он устроил его руководить «Управлением защиты прав потребителей». Но криминальная натура Душного очень скоро дала сбой, и ОБЭП с прокуратурой поймали его на получении взятки в полторы тысячи долларов.
Анисимов, хорошо потратившись, спас его от тюрьмы, но уголовное дело Душного выкупил и припрятал на всякий случай (как и уголовное дело по Андрею Гречковскому).
Так Душный попал в стопроцентную кабалу к Анисимову, зловещая звезда которого уже всходила над Запорожьем.
Смотрящий поручил Душному заниматься привычным для него делом: сбором доли за крышу с наркодилеров, чем тот и занялся с удовольствием и рвением, тем паче, что опыт и связи у него были наработаны. И снова начался у Василия Душного период безбедного существования и душевного равновесия. Когда же Анисимов подался в бега, наркодилеры тут же вышли из-под контроля и перестали платить. Душный остался без средств к существованию. Но к его счастью, смотрящий вскоре ожил и подал голос. Душный понадобился ему снова — на этот раз в качестве штатного провокатора и лжеактивиста.
Новым делом Душный занялся с преогромным удовольствием, так как является прирожденным провокатором и всегда любил порыться в чужом дерьме. Оценив успехи Василия на новом поприще, Анисимов снова посадил его на ставку. Так и всплыл гражданин Душный в очередной раз на поверхность – на этот раз в роли «героя-патриота» и «непримиримого борца с коррупцией». К великому сожалению, таких лжеактивистов и провокаторов, состоящих на службе у экс-смотрящего и всеми илами, с огромным энтузиазмом порочащих всё и вся, в постреволюционном Запорожье предостаточно.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу призывать запорожцев: «Люди, «будьте бдительны» – не позволяйте всякого рода провокаторам и псевдореволюционерам типа Васяни (так его зовут в среде наркоторговцев) вводить вас в заблуждение, стравливая друг с другом и пытаясь в угоду смотрящим снова погрузить Запорожье в хаос бесправия и правового нигилизма.
— Валерьян Александрович! А вы лично знали Евгения Анисимова? Какие были у вас взаимоотношения, и были ли вообще?
— Были. И ещё какие! В формате остросюжетного блокбастера. В 2008 году я работал главным редактором запорожского еженедельника «Новое слово», а моя жена Юлия Горбачёва — репортёром. В июле 2008 года мы проводили журналистское расследование систематических преступлений, совершаемых различными ОПГ на отвалах запорожских металлургических комбинатов — в частности, в балке Средняя — а также воровавших готовую продукцию с комбината «Запорожсталь» ежемесячно на несколько миллионов долларов.
На основании собранных фактов мы пришли к заключению, что основная доля указанных преступлений совершается предприятиями, подконтрольными ОПГ Евгения Анисимова, и в первую очередь «Деа Рома ЛТД». Часть собранной информации мы опубликовали 5 июля 2008 года в газете «Новое слово», а остальную — запланировали на следующий номер.
Назавтра после выхода газеты машину, в которой мы ехали с моей беременной, на 7-м месяце, женой, перехватили два джипа. Мою жену затащили в один джип. Меня — во второй. По дороге меня хорошо избили. Привезли в офис к Анисимову. Там продолжили избивать. Лично Клоун предупредил меня в ультимативной форме, что если я «напишу еще хоть одно слово» о его «бизнесе», меня и мою жену «будут казнить долго и мучительно».
Оказавшись на свободе, мы сразу написали заявление в милицию, прокуратуру и СБУ. В ответ тишина. Никакого эффекта. Миллионов долларов, которые Анисимов крал на отвалах, хватало с лихвой, чтоб купить с потрохами всех запорожских правоохранителей. Поэтому мы стали писать жалобы в вышестоящие инстанции, продолжая бороться. В итоге вечером 27 августа 2008 года на меня и мою беременную жену было совершено покушение. После работы мы возвращались домой. Возле самого дома неожиданно из кустов выскочил мужчина с пистолетом в руке, направленным в нашу сторону. Я инстинктивно прикрыл свою жену, отведя ее себе за спину, развернувшись при этом боком. Это нас и спасло. Прозвучало три выстрела. Одна пуля скользнула по ребру в районе грудной клетки, вторая прошила насквозь правое плечо, а третья прошла мимо. Преступник стрелял в упор, но мой случайный манёвр спас нам жизни.
Больше месяца один из холопов Анисимова, бывший начальник Коммунарского РО милиции О. Дорофеев, отказывался возбуждать уголовное дело, невзирая на огнестрельные ранения. А когда через месяц прокуратура всё же возбудила его, то по смехотворной статье — «за злостное хулиганство». Вот как работали оборотни, на корню купленные Анисимовым.
— А что произошло со сменой власти?
— Почти 6 лет дело не расследовалось, невзирая на наши непрекращавшиеся жалобы и обращения. После свержения шайки Януковича, с приходом в кресло нового прокурора, следствие как бы возобновили. Были проведены даже очные ставки, на которых я и моя жена однозначно подтвердили, что стрелял в нас 27 августа 2008 года родной брат Анисимова — Вячеслав Анисимов.
Но тут неожиданно первый заместитель прокурора Запорожской области Тарас Дьяченко, вызвав меня к себе, заявил, что уголовное дело он закрывает за отсутствием состава преступления.
Конечно, «решение» Т. Дьяченко меня не удивило. Лет десять назад его выгнали из прокуратуры за алкоголизм. Потом его подобрал Клоун. Пристроил в одну из своих компаний и держал про запас. А потом, когда после революции Анисимову нужно было спустить на тормозах дело по разгону запорожского Майдана, пробил час Дьячилы (так его называли в анисимовском кругу).
Бывший глава области Пеклушенко к этому моменту уже ушел из жизни, начальник ГУ МВД Серба пустился в бега. Надо было выручать ещё одного своего подручного, председателя облсовета Виктора Межейко. Тут Тарас Дьяченко, во-первых, приложил все усилия, чтобы судебный процесс над Межейко перевели в Кировоград, подальше от жертв разгона. Во-вторых, он выхлопотал для Межейко смехотворный условный срок — и это за тяжкое преступление, десятки избитых и изувеченных людей.
В настоящее время усилиями Валерия Романова, нового прокурора Запорожской области, проходит судебная процедура отмены этого позорного и кощунственного приговора! На днях также мы с женой обратились к нему с заявлением о возобновлении уголовного дела в связи с покушением на нас в августе 2008 года. Будем ждать и надеяться.
— Спасибо, Валерьян Александрович. Успехов вам и вашей организации в нелёгкой самоотверженной борьбе за торжество Закона и Справедливости.
В связи с фактами, изложенными выше, наша редакция считает необходимым обратиться к прокурору Запорожской области Романову Валерию Петровичу и призвать его:
- Незамедлительно привлечь к уголовной ответственности гражданина Анисимова Вячеслава Александровича за попытку убийства главного редактора газеты «Новое слово» В.А. Горбачёва и его жены, журналистки того же издания Ю.И. Горбачёвой, находившейся в момент покушения на 7-м месяце беременности, по ч. 2 ст. 115 УК Украины (умышленное убийство). Также возбудить уголовное дело за организацию вышеуказанного преступления в отношении Анисимова Евгения Александровича.
2. Провести служебное расследование и в случае наличия состава преступления привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление властью и служебным положением с целью сокрытия особо тяжкого преступления, гражданина Дьяченко Тараса Григорьевича.