О незаконной приватизации Богуслаевым стратегического предприятия «Моторостроитель» (переименованного в ОАО «Мотор-Сич») с помощью президента Леонида Кучмы, попытках захвата ГП «Ивченко-Прогресс» и завода «Углекомпозит». Борьбе за власть внутри Партии регионов и конфликте с Борисом Петровым и братьями Кальцевыми.

Вячеслав Богуслаев уроженец Казахстана, где работал помощником машиниста завода им. К. Ворошилова и слесарем авторемонтных мастерских в Уральске.В Запорожье переехал в 1961 году, получил образование на факультете «авиадвигатели» и устроился в Запорожское производственное объединение «Моторостроитель»: до 1969 — инженер-конструктор, в 1969−1973 — начальник отдела, 1973−1988 — директор Волочиского машиностроительного завода. В 1988−1991 — генеральный директор объединения «Моторостроитель». Вячеслав Богуслаев технически подкованный специалист, проявивший себя  эффективным управленцем в рамках советской плановой экономики. Но с распадом СССР начался переход к рыночной.

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Приватизация по-богуслаевски

Объединение внесли в список приватизируемых объектов 14 декабря 1991 года, но законодательного порядка изменения формы собственности объектов группы Г (крупнейшие объекты) не существовало.

Тут весьма кстати пришлись дружеские отношения с Леонидом Кучмой, на тот момент возглавлявшего завод «Южмаш» — оба были заядлые преферансисты, часто игравшие друг с другом. В 1992 году «красные директора» создали межрегиональную ассоциацию промышленников Украины, которую возглавил Богуслаев. Заявив о том, что правительство должен возглавить промышленник, на пост премьер-министра рекомендовали Леонида Кучму.

Леонид Данилович занимал этот пост с 92 по 93 год, не забыв о тех, кто его поддерживал.  Правительство предложило ПО «Моторостроитель» при участии фонда госимущества первым разработать экспериментальный план приватизации, которым планировали воспользоваться остальные крупные заводы Запорожья.

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Он был утвержден в конце марта 1994-го и состоял в следующем: 33,5% могли выкупить сотрудники объединения, 7,5% — бывшие сотрудники, вышедшие на пенсию, 15% — в свободной продаже. Это был контрольный пакет,оставались ещё 44%: 17% из них должны были быть проданы на конкурсной основе, а 27%, в виде неделимого пакета, переданы АО «Мотор Сич» как стратегическому инвестору, обязанному в течение двух лет использовать дивиденды на разработку и изготовление двух новых образцов авиационных двигателей.
В случае невыполнения — 27% пакет должен был быть возвращен государству. В итоге 10 июля 1994 Кучма стал президентом и спустя всего 5 дней 27% акций якобы получили 25 тыс. сотрудников. В подготовке приватизации со стороны завода участвовали многие управляющие завода, которым были обещаны акции и места в совете директоров.

Среди них были Леховицер Виктор Александрович (его сын Александр сейчас возглавляет ООО «Мотор НТП» — одну из аффилированных фирм), Маслов Геннадий Евгеньевич (ныне директор авиакомпании «Мотор Сич»), Владимир Аверин и др.
Но Вячеслав Богуслаев пытался все подмять под себя. Камнем преткновения оказался народный депутат Федор Судницин, также сотрудник «Моторостроителя», раскритиковавший как план приватизации, составленный под интересы руководства завода, так и явно заниженную стоимость. Судницыну удалось организовать 73 депутатов разных фракций, которые составили депутатский запрос и отправили специальную комиссию ВР в уже ОАО «Мотор Сич».

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Работа по получению контроля над заводом была проведена столь топорно, что результаты проверки, проведенные прокуратурой области, вскрыли более 7 тысяч фиктивных заявлений на приватизацию и массу других нарушений. 27% акций вернули в собственность государства. Пытаясь оправдаться и выставить себя стороной конфликта,  Богуслаев пытался обвинить группу депутатов…и свободный рынок: «Почему разрушается наш план приватизации? Почему против нас восстали мелкие жулики во главе с Пинзеником? Потому что мы отлучили от биржи, где торгуют акциями. Но мелкая банда, отстаивающая рынок,  частную собственность пока побеждает.»

В итоге ему пришлось просить прощения в прессе. Поскольку Кучма на тот момент не обладал всей полнотой власти, полученной им впоследствии, то все, что ему удалось сделать, это прекратить продажу 17% акций на рынке, оставить в силе договор объединения с фондом госимущества и остановить уголовное преследование Богуслаева и его подельников. Постепенно власть Леонида Даниловича крепла, как рос и процент акций, которыми владеет Вячеслав Александрович.

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

 

В 2000 году за акции пришлось знатно раскошелиться, когда в гости пожаловал Вадим Гриб, скупивший 10% акций и  имеющий репутацию «рейдера №1» в стране. В 2004 году «красный директор»  заявлял, что 94% акций якобы на руках у сотрудников предприятия, а ещё 6% у банка «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Впоследствии выкупив там ещё 5%.

«Кинутые» сослуживцы впоследствии получали должности, входили в совет директоров, но акций не имели. Акции утекли в оффшоры, что ничуть не мешало Богуслаеву критиковать последние при каждом удобном случае.
Под контролем «Мотор-Сичи» находятся многочисленные подразделения предприятия, выделенные в отдельные фирмы (например, «Мотор-Гарант»), а также компании «Тера» и «Bartence Alliance Ltd».  Компания «Bartence Alliance Ltd.» зарегистрирована в США и владела 35,96% акций «Мотор-Сичи».  Согласно данным НКЦБФР по состоянию на третий квартал 2015 года  известными акционерами «Мотор Сич» выступали: «АО Business House Helena», AG (Панама) — 17,31%;  Вячеслав Богуслаев – 15,7588%; «The Bank of  New York Mellon» (США) – 1,23%. Данные о других держателях акций не разглашают.

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Путь в олигархи: завод под управлением Богуслаева

В «топ-20» богатейших людей Украины Богуслаев попал через традиционный способ для стран бывшего соцлагеря: приватизация народного добра за копейки и использование связей в высоких кабинетах.

Облегчало этот путь и монопольное положение на рынке авиационных двигателей и газотурбинных установок. И оно не был ограничено странами бывшего СССР – советская авиация, как военная, так и гражданская, были разбросаны по многим странам и требовали обслуживания и замены запчастей. Но денег хотелось больше, что толкало к ещё одному традиционному способу обогащения «красных директоров»  — хищению готовой продукции с целью последующей перепродажи. Так, в 1999 году шила в мешке утаить не удалось и разразился международный скандал, поскольку с территории завода «Мотор-Сич» пропали 6 авиационных двигателей стоимостью 9 млн долларов,  прошли транзитом через территорию России и оказались в Иране, находившихся под санкциями.

В начале 2000-х вскрылась пропажа авиадвигателей вместе с тремя ж/д вагонами, но скандал локализовали на местном уровне. А сколько было случаев, когда все прошло тихо, остается только догадываться.

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Коснулась жажда наживы и сотрудников предприятия: заработная плата с момента приватизации была и остается самой низкой среди всех заводов города. Сколько бы Богуслаев ни вещал о наукоемком производстве (читай высокомаржинальном). О том, что ценнейший ресурс завода — это кадры, но обычный сталевар «Запорожстали» получает в 2-3 раза больше, чем моторовский инженер, и больший соцпакет. К тому же владельцы металлургического комбината умудрялись ещё и дважды назначать своего мэра. Парадокс?

Удачным ходом в интервью на вопрос о низких зарплатах на его предприятии Богуслаев посчитал такой тезис: «Я спрашиваю людей, что им нужно — работа или зарплата? Они говорят — работа».  Ещё одним аргументом было: «Я могу платить тысячу долларов, только тогда не смогу направлять деньги на техническое перевооружение. Мне нужно каждые пять лет заменить семь тысяч станков». Но почему же в цехах до сих пор есть станки 1913-17 годов, вывезенные из Германии после Первой мировой войны, вопрос риторический.

Воровство и пьянство традиционные проблемы для любого производства. Богуслаев заявлял, что победил воровство, установив когда-то на проходных ящики с болтами, гайками и молотками, сообщив: «Кому не стыдно воровать у родного предприятия – берите». Но заголовки СМИ о разоблачении очередной группы сотрудников-расхитителей  говорят об обратном. Та же ситуация сложилась и с «наливайками», расплодившимися возле проходной завода. Борьба с ними завершилась тем, что Богуслаев скупил большую их часть и теперь наживается на пороках своих сотрудников.

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

И сколько бы ни заявлял Богуслаев о текучке кадров: «в 0,01%». Лукавство в том, что среди 30 тыс. сотрудников объединения «Мотор-Сич», многие из которых заняты в производстве товаров народного потребления, их сложнее заметить, но цифра все равно далека от реальности. Специалисты по ремонту и производству авиадвигателей завод покидают: выходят на пенсию и перекупаются другими странами. Производственники уезжают в РФ, ремонтники в другие страны. Причиной тому все те же низкие зарплаты. Выбирая между низкой ставкой на заводе, при 25-40 долларах суточных на выезде и 3-5 тысячами долларов в месяц с соцпакетом, далеко не все выбирают родной завод.

А заменить их некем. Что сказывается на количестве аварий и поломок. Да, в Запорожском национальном техническом университете есть соответствующая специальность и оплачиваемая заводом группа контрактников. Но устаревшей программой обучения не занимались, в результате чего дипломированные специалисты понятия не имеют ни о сути своей работы, ни о нюансах производства и ремонта. В итоге четырех из пяти выпускников с красным дипломом выгоняют довольно быстро. Наиболее смышленых обучают заново.

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Вожделенное, но не приватизированное

«Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко» Богуслаеву не удается получить под свой полный контроль по сей день. Попыток было 3:  в 1993, 2003 и  2011 годах . В 2011 году было создано объединение «Ивченко-Прогресс», но приватизацию так и не разрешили, несмотря на все старания Богуслаева и директора конструкторского бюро Федора Муравченко.  В интервью 2011 года Федор Михайлович обмолвился о многих интересных вещах:

-Федор Михайлович, ходили слухи, что более половины предприятия «Мотор Сич» принадлежит России? Это правда и если да, то как вы относитесь к сотрудничеству с Россией. В зависимость не боитесь попасть?

— Да прекрасно я отношусь! Не могу сказать про «Мотор», а я – за концерн с Россией! Авиадвигатель – это только интернациональный продукт. Полностью своими силами Украина никогда ни одного не выпустит. Его просто невозможно создать в одной стране. Меня абсолютно не пугает, что 85% предприятия «Мотор Сич» у россиян, у меня у самого связи с 450 российскими предприятиями. Любой украинский авиадвигатель на 48% состоит из деталей, купленных в России. На Украине многого нет. Нет титана, жаростойкой стали, хороших исследовательских институтов, наконец!»

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Углекомпозит

В 1994 году одна часть «Цеха №6 Днепровского электродного завода» (еще одно название «спецпроизводство №2»)  приватизировал Борис Петров, преобразовав в  открытое акционерное общество «Укрграфит», а вторая часть  стала не подлежащим приватизации госпредприятием «Углекомпозит».
Богуслаев заинтересовался этим предприятием в 2002 году, планируя наладить на ОАО «Мотор-Сич» выпуск вертолетов. «Углекомпозит»  мог изготавливать для них кабины.  В 2004 году Минпромполитики приняло решение провести на предприятии досудебную санацию. Финансирование планировалось из трех источников: хозяйственной деятельности самого предприятия, инвестиций «Мотор Сичи» и продажи части имущества «Укрграфиту».

Грехи запорожского олигарха Богуслаева. Досье и компромат (ФОТО)

Тут-то и произошел конфликт между Петровым и Богуслаевым, поскольку проданный «Укрграфиту» производственный корпус являлся ключевым звеном в технологической цепочке. В результате чего корпус принадлежал одному предприятию, а находящееся в нем оборудование — другому. Петров настаивал на правомерности сделки. Богуслаев заявлял о рейдерском захвате. Причина конфликта лежала в политической плоскости – шла борьба за лидерство в Запорожской организации Партии регионов.  Богуслаев, как один из основных спонсоров партии, требовал для себя довольно много и был весьма несговорчив. Его решили проучить при помощи Бориса Петрова. С тех пор конфликт с Петровым и его ближайшими союзниками братьями Кальцевыми не затухал.

izdato.net

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ